Теория социальной работы - стр. 34
Человек как существо социальное реализует свою индивидуальность через принадлежность к различным группам. Они представлены различными социальными институтами, в которых разворачивается жизненный сценарий человека. Отсутствие в нем тех или иных социальных институтов определяет статус человека, его социальное положение. Социальные институты вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества, разделяя его на благополучные и неблагополучные (уязвимые) группы населения, по отношению к последним нарушаются общепринятые нормы жизнедеятельности. Вследствие этого концептуальные проблемы в социальной работе связаны со следующими проблемами: потребности – желания; удовлетворение – лишение права; права – свобода выбора; справедливость – несправедливость; солидарность – индивидуализм; доступ к власти – отсутствие доступа к власти; ответственность – безответственность; конфликт – урегулирование конфликта; автономность – контроль.
Социальное бытие человека, возможность – невозможность реализации социальной жизни, феномены и механизмы отчуждения человека от социальной жизни – все это составляет философскую проблематику социальной работы. Человек социальный в концепциях социальной работы понимается как уязвимый субъект, представитель определенной уязвимой группы. Таким образом, тема человека предстает в социальной работе в различных проявлениях и понятийном многообразии.
Это лишний раз подчеркивает сложность научного осмысления человека, который предстает и как индивид с конкретными социальными запросами, и как уникальное сочетание индивидуальных проявлений и типологических особенностей, и как представитель определенного исторического времени и конкретной культуры, и как субъект со специфическими проявлениями, отношениями и связями. Однако на каких бы уровнях не был сформулирован запрос клиента, теория социальной работы определяет его положение в системе бытия и общественного мира как «человека-нуждающегося».
Социальный работник в контексте исторического процесса олицетворяет собой культурно-исторический тип помогающего субъекта. Помогающий субъект появляется в концептах помощи во всех религиозных, философских и этических системах. Философской основой концепта помощи являются представления о судьбе, предопределения жизненных стратегий человека, развивавшиеся в более древних, чем античные, культурах. Именно там зародились взгляды о таком типе отношений между субъектами, когда одна сторона является активной, определяющей, а другая – пассивной, определяемой. Этот тип отношений будет не только осмысляться через философские и религиозно-этические доктрины, но и развиваться в общественной практике помощи и защиты уязвимых слоев населения, формируя в различные исторические эпохи паттерны помогающих субъектов.