Размер шрифта
-
+

Теория социальной работы - стр. 25

С позиций бихевиоризма, теории, основанной на том, что поведение человека определяется воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем разного рода стимуляций, происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в обществе. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно обоснованные этические представления.

Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только психические процессы личности, но и общественные исторические явления и события.

Позитивистский сциентизм с его абсолютизацией научного знания сыграл как положительную, так и отрицательную роль для философии социальной работы. Привнесение научных методов в систему взглядов социальной работы позволило осознать, что она является не только практической деятельностью, но и определенной областью познания социальной реальности. Однако абсолютизация научного знания, отрицание автономности человека, его детерминированности социально-биологическими факторами привнесла в идеологию профессиональной деятельности приоритеты и ценности исследовательского инструментария, а не общечеловеческие и гуманистические ценности. Появляется понятие «синдром социального работника», когда протоколы, статистика, тестирование оказываются более весомыми аргументами при построении интервенций, чем беседа, опрос или интервьюирование.

Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма, в основе которой лежат идеи либерализма и социал-реформизма. Основой философии социальной работы делаются либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек» становятся доминантами понятийного сознания. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках.

С позиций философии утопизма человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими как: отсутствие необходимого образования, низкий экономический статус, негативное влияние общественной среды и другие факторы. Позиция философии утопизма с ее изначальной установкой на презумпцию невиновности клиента приводит к смещению не только ценностных ориентаций профессиональной социальной работы, но и акцентов стратегии ее развития от социальных реформ к социальным акциям.

Страница 25