Теория государства и права в вопросах и ответах - стр. 35
Дмитриев Ю.Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.
Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. М., 2009.
Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.
Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999. Тема 24.
Теория политики / под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 61–73.
Тихомиров Ю.Л. Публичное право. М., 1995. Гл. 3.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 1.
Энгельс Ф. Об авторитете // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.
22. Легитимность и легальность государственной власти
Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:
рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;
традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т. д.