Теория государства и права - стр. 35
• является принципиально важной «составной» частью, проявлений и атрибутов государства;
• не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями, характеризующими государство.
Следует помнить, что форма государства всегда имеет непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает выразителем его сущности и содержания. Форма государства так же, как его сущность и содержание, не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием различных экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она меняется и развивается.
На протяжении всей истории развития государства и права были выдвинуты десятки различных теорий о форме государства. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, иногда противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие существуют формы государства, чем они отличаются друг от друга.
Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) считал, что оптимальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им же рассматривались «законная монархия» – царская власть, и «незаконная» – олигархия. Платоном создано целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны.
О многообразии форм государства писал Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – ученик Платона и вместе с тем его критик. Аристотель считал форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве. Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или политико-демократию. Эти формы государства он называл «правильными», так как в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из таких «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
Тесно связаны с формой государства типы государств, выделяемые по следующим признакам:
• формационному (с позиции того, какой экономический базис государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит);
• цивилизационному (видение государства не только с позиции инструмента политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и как важнейшего фактора социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека).