Теория государства и права. Краткий курс - стр. 4
Демографический взрыв на фоне роста и усложнения общественного производства поменял тип расселения людей – появились города. Принадлежа к разным родовым и даже этническим группам, горожане уже не могли регулировать свои отношения на основе традиций и обычаев одного какого-то рода (племени).
Эти процессы сформировали важные общественные потребности:
• обеспечение упорядоченности общественных связей;
• обеспечение безопасности жизни в условиях общественных конфликтов;
• обеспечение управления общественными работами на значительных территориях с привлечением значительного количества работников.
Развитие общества приводит к конкуренции и столкновению различных властей. Эти власти контролировали религиозную, хозяйственную, семейно-брачную и интеллектуальную деятельность индивидов, согласовывая их разнообразные интересы разнообразными приемами: поддержкой, ограничением и подавлением. Такой контроль преследовал цель исключить явный, насильственный конфликт интересов и создать единый для всех и взаимоприемлемый порядок отношений людей. Единая власть учитывала общий интерес всех жителей города. Если эти задачи решались, то город приобретал характер города-государства.
3. Помимо естественного, эволюционного пути создания государства известны и другие варианты возникновения такового. Обычно это происходило в условиях широкого завоевания стран и территорий внутренне однородными племенными образованиями, не нуждавшимися в государстве как средстве организации своей жизни. Для организации покоренных территорий варвары быстро осваивали институты государства и приемы государственного управления, заимствованные у покоренных народов. Известны примеры, когда государство образовывалось в силу необходимости мобилизации ресурсов страны для обороны от внешних противников, если возможностей отдельных племен было для этого недостаточно (Великоморавское государство, Ирландия, Древняя Русь).
3. Основные теории происхождения государства
Государство возникло в глубокой древности под воздействием различных факторов общественной жизни. Попытка взвесить эти факторы приводит к появлению значительного количества концепций возникновения государства. Концепции возникновения государства являются средством не только объяснения прошлого, но и прогнозирования будущего развития государства.
1. Наиболее древней концепцией возникновения государства считается теологическая. Законченный вид она приобрела в трактате христианского мыслителя Аврелия Августина (V в.) «О граде Божием». Государство возникает как результат божественного веления. Теологическая концепция провозглашает необходимость соблюдения и исполнения государственных велений не только потому, что государство полезно для общества. Повиноваться государству – религиозный долг человека, поскольку государство – отражение власти Бога над миром. Знаменитый христианский богослов Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) полагал, что безусловный и непререкаемый авторитет принадлежит акту властвования: с религиозной точки зрения необходимо, чтобы общество разделило властвующих и подвластных.