Теория государства и права. Краткий курс - стр. 14
Постепенно против марксистской классификации государств был сформулирован ряд существенных аргументов:
• в истории государства не наблюдаются линейная и прогрессивная последовательности формаций и соответствующие им типы государств. Многие феодальные государства образовались, минуя стадию рабовладения на своей территории;
• формационная концепция не объясняет многообразия форм государства в пределах одной формации;
• формационная концепция слабо применима к исследованию государств Востока, в которых лишь очень условно можно говорить о какой-либо собственности;
• формационная концепция не может убедительно объяснить многочисленные факты, когда государственная власть выступала против интересов экономически господствующего класса.
4. Независимо от формационной классификации сложился и получил развитие цивилизационный подход к классификации государств. В его рамках государства группируются по признаку принадлежности к одной цивилизации (культуре). Этот подход носил ярко выраженный идеалистический характер. Если марксизм настаивал на производности сознания от практики производства вещей и общественных связей, то сторонники цивилизационного подхода (М. Вебер, А. Вебер, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби-младший, Н. А. Бердяев), напротив, видели в материальных условиях жизни людей объективацию их коллективного сознания, руководимого устойчивыми ценностными предпочтениями. Ценности в сознании народа отнюдь не носили характер реакции на условия производства, а предшествовали им. Эти ценности определяют смысл жизни человека и диктуют выбор экономического поведения, устройства общества и государства в целом.
Существо цивилизационного подхода в том, что он отказывается видеть соизмеримость, преемственность и смену разных цивилизаций и оценивать их в терминах «более высокие» / «менее высокие», как это принято в формационной концепции. Количество цивилизационных типов государств определяется авторами по-разному, но традиционным является выделение двух главных типов государств, соотнесенных с глобальными цивилизациями: Востока или Запада. Восточная государственность несет в себе следы восточной цивилизации с ее теоцентрическим мировоззрением.
7. Формы государства
1. Юридическая классификация предполагает отнесение реального государства к определенной государственной форме.
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает три взаимосвязанных аспекта: