Размер шрифта
-
+

Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 41

Христианство действовало двумя путями в разложении римского общества. Один путь прямой. Он состоял в отвлечении людей от дел земных, в направлении их в сторону аскетизма, насаждая веру, почти всеобщую в грядущий конец света. Поэтому люди меньше заботились об увеличении частных состояний, от чего страдало и общественное благосостояние. Широко распространившиеся монашество и целибат (безбрачие) препятствовали рождению детей, способствовали уменьшению уже обессиленного населения. Наконец, интересы Империи были преданы забвению, как интересы светские, земные. Были оставлены в небрежении и все человеческие средства и способы, которые можно было бы использовать, для выведения общества из тех отчаянных условий, в которых оно оказалось. Все ждали помощи с неба, иначе все закончится грядущим концом света. Этот первый путь, думается, не был слишком действенным, потому что основывался на чувствах и настроениях столь противоречащих истинной природе человека, которая после некоторого раздумья, могла его мощно отвергнуть или успешно нейтрализовать.

Другой путь, непрямой, косвенный, по которому христианство способствовало демонтажу Римской Империи, нам кажется более важным. Он выражался в поглощении почти всех материальных, моральных и интеллектуальных энергий того времени и создании государства в государстве. Иными словами Церковь со своими выборами, своей иерархией должностей, со своими диспутами теологическими притягивала к себе все амбиции, удовлетворяя потребность людей в активности, в обсуждении, в интересе к тому, что выходит за пределы своего частного круга, что свойственно человеку во все времена. Ограничение человеческой активности, всего того, что приводило к очевидному ущербу интересам Империи, не имело другого эффекта, кроме того, что массы, наиболее здоровая и энергичная часть общества чувствовала самое большое равнодушие.

Это были самые очевидные причины упадка Низкой Империи. Что касается последствий, они достаточно известны. После того, как изнуренное население потеряло возможность вербовать легионеров, не имея денег заплатить ни им, ни их командирам, после того, как бюрократия, дряхлая и деморализованная, утеряла способность централизованно руководить различными частями Империи, которой она должна была давать импульс к единству, – особенно в то время, когда эта цивилизация становилась истощенной и не способной более противостоять огромным полчищам варваров, которых Империя допускала для осуществления служб, на которые не хватало собственных рук и воли, тогда достаточно было одного дуновения, чтобы погасить последнюю искру жизни того тела, у которого длительное медленное истощение отнимала все признаки жизненности и энергии. Это дуновение пришло, и жизнь погасла. Это касается Запада, как мы понимаем. На Востоке римская цивилизация обладала еще такой жизненной силой, что, несмотря на поражения и возрождения, сумела продлиться еще тысячу лет.

Страница 41