Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников - стр. 4
Опираясь на это, мы используем четыре части эмоционального интеллекта, ориентированные не только на когнитивную составляющую, но и на личностные характеристики:
– когнитивный компонент – способность понимать эмоциональную информацию, осознанное восприятие языка эмоций, эмоциональная осведомленность;
– эмоционально-оценочный компонент – способность понимать язык эмоций, наличие положительных эмоций в составе эмоционально-оценочных ориентаций личности: ценности – цели, ценности – качества, ценности – отношения, эмпатия;
– коммуникативный компонент – прогнозирование эмоциональной окраски коммуникативных ситуаций, уровень креативности в рамках эмоционального и коммуникативного контроля, речевое искусство, распознавание эмоций окружающих в процессе коммуникативного взаимодействия;
– компонент, связанный с эмоциональной активностью, – способность использовать эмоции для достижения своих целей, эмоциональная самомотивация, способность контролировать свои эмоции.
В процессе формирования эмоционального интеллекта необходимо применять специальные технологии, которые обеспечивают целостность эмоциональных и рационально-логических процессов познания. Для решения этой задачи подходят педагогические технологии, основными отличительными чертами которых являются персонализация, творческий характер деятельности и стремление постичь природу эмоциональной выразительности личности. Эти технологии формируют мотивационное и ценностное отношение обучаемых к содержанию образовательного процесса.
Эмоциональное восприятие материала способствует фиксации внимания и поддержанию интереса. Обучающиеся испытывают чувство расслабленности, свободы, эмпатии к собеседнику, у них формируется способность превращать знания в персональный опыт, развивается позитивное творческое состояние, появляется ощущение здоровья и вдохновения. При этом учитываются:
1) целостность личности, включая формирование жизненных ценностей, межкультурную и коммуникативную компетентность, творческую и личностную самореализацию, внутреннюю свободу и ответственность;
2) искусство как особая форма культуры определяет не только художественные законы и индивидуальные психологические особенности творческой личности, но и их соответствие социально-культурным тенденциям эпохи как ориентиру для формирования контекстуальных связей личности с обществом и художественной культурой в целом.[2]
Содержание технологий формируется исходя из необходимости решения следующих задач:
– раскрытие универсальных возможностей искусства с точки зрения развития, познания и информирования; разработка способов применения этих возможностей в рамках учебно-воспитательного процесса; подготовка и реализация программ индивидуальной социально-культурной адаптации, способствующих полноценному эмоциональному и интеллектуальному развитию обучаемых;