Размер шрифта
-
+

Текст. Теоретические основания и принципы анализа - стр. 31

С авоськой или потертым портфелем, в задрипанном пальто, со всегда расстегнутым воротом рубашки, шаркающий, сутулящийся, без зубов (потерял там), но с буйным, никак не редевшим и, кажется, даже не седевшим с годами черным чубом надо лбом, с манерами, в которых демократическая нецеремонность более чем бывалого человека как-то загадочно припахивала несомненным аристократизмом, с гордой посадкой головы и лицом, то ли цыганским, то ли казачьим, он был красив и значителен, как состарившийся и трепанный в битвах орел; и выглядел, на первый взгляд, как истинный человек толпы, как первый встречный, в следующий момент – стоило на мгновение соприкоснуться с ним, – не оставлял сомнений, что перед тобой нечто необычайное: как будто сверкнул среди обтертой до круглой гальки дикий с нетронуто острыми углами алмаз.

Заголовок в приведенном тексте представлен двумя номинациями: HOMO LIBER (Человек свободный) и Юрий Домбровский. Очевидно, что они находятся в отношениях представления персонажа как темы (Юрий Домбровский) и его характеристики (человек свободный). Однако их расчленение – по-своему парцелляция с инверсией (ср.: Юрий Домбровский – человек свободный) перемещает смысловые акценты: собственно темой оказывается свободный человек (что в содержании проявит многозначность: качество человека и представление человека из той жизни, обозначенной 1937 годом). Имя собственное – Юрий Домбровский (в 1991 году это имя было хорошо известно благодаря только что опубликованным романам, не издававшимся до этого времени), благодаря использованному приему, становится своего рода эмблемой этого понятия. Оценка всегда предполагает того, кто ее дает: заголовок, таким образом, совмещает в себе две параллельно развиваемые темы – сообщение о писателе Ю. Домбровском и представление автором очерка его как личности, актуальной для начала 90-х годов.

6. Опишите, как вводится персонаж в ситуацию, как дополняет его характеристику портрет, какие детали в описании персонажа соответствуют смыслу заголовка, обеспечивая целостность содержания текста.

Мемуарная проза

Этот вид прозы, построенный на изображении событий, имевших место в прошлом, отмечен активным оценочным началом. Вспоминая, автор сообщает о своих чувствах, сопровождавших описываемое событие, встречу с персонажем, что в значительной степени влияет и на создаваемый образ.


7. Прокомментируйте, как выражено авторское намерение создать целостный текст – характеристику персонажа, учитывая характер заголовка.

Текст 5

Лидия Чуковская

СЧАСТЛИВАЯ ДУХОВНАЯ ВСТРЕЧА
Страница 31