Технологии свободы - стр. 36
Намерение – динамический смысл, исходящий из волевого «Я» и направленный на развертывание в той или иной проявленной модальной среде. Именно на этом этапе и появляется возможность внести различение между активным и реактивным актами.
4.1.3. Различение активного и реактивного актов порождения содержаний в ходе ВМ. Намерение может быть как проявлением активности сознания (волевым импульсом), так и воспроизведением тех или иных содержаний, обусловленных либо внешней стимуляцией, либо течением внутренних процессов, когда то или иное содержание сознания порождается предыдущим содержанием по определенному алгоритму.
На этом этапе ПН-работы порождение намерения, не выраженного ни в словах, ни в образах, становится приближением к ничем не обусловленному волевому действию, приближением, гораздо яснее отражающим сущность волевого действия, чем весь предыдущий опыт. Если удается породить намерение и удержать его от развертывания в проявленные формы, сохраняя при этом знание, не выраженное в словах или образах, то можно сказать, что первый шаг к обретению Свободы уже сделан. Намерение относится к слою амодальных смыслов, и переход к нему от проявленных содержаний сознания происходит скачкообразно.
Различение в ВМ намерения и результата позволяет перейти к порождению не только формул ВМ, но и любых других содержаний сознания (цвета, геометрической формы, звука, образа, мысли или воспоминания). Выделение в качестве объекта внимания намерения в чистом виде, намерения как чисто смыслового действия, позволяет сделать следующий шаг и сократить внимание до самого процесса порождения намерения. В этом случае внимание как таковое исчезает, поскольку источник внимания не может быть его объектом. Остается только слой чистой активности ВМ, порождающей и намерение, и внимание, делающее намерение своим объектом.
Первоначально порожденное намерение не распознается как что-то определенное и легко подменяется реактивными содержаниями. Здесь требуется кропотливая работа по различению активизированного в ходе ВМ смысла – и смысла, пришедшего извне (извне по отношению к процессу ВМ), не из «Я», а из «организма сознания», из эмпирической психики. Так, стимул – формула «Я есмь» – порождает обостренное переживание реальности «Я» как реакцию, но если практикующий может провести первичную активизацию смысла формулы, то этот смысл развертывается в переживание (и позицию) реальности «Я» и только затем в проявленную формулу. Без этого различения первичного действия «Я» и его результата, явленного в тех или иных модальных средах и провоцирующего смысловое переживание «извне», дальнейшее движение по субъектной линии окажется лишь иллюзией.