Техника рисунка карандашом. Основы изобразительной грамоты для начинающих - стр. 1
© В. М. Саунина, 2021
© У. Н. Саунина, 2021
ISBN 978-5-0051-4312-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Рисунок карандашом – самый доступный, распространённый и любимый графический материал. Он популярен у художников – любителей, является неотъемлемой частью творческой деятельности любого профессионального художника от фиксации замысла до его реального воплощения в законченную работу. Возможности карандашного рисунка безграничны.
Овладев основами искусства рисования карандашом, художник оттачивает своё мастерство всю жизнь, достигая высокой степени профессионализма. Кому-то удаётся достичь совершенства и тогда удивлённый зритель с удовольствием созерцает мировые шедевры.
Но на начальном этапе изучения рисунка будущему мастеру необходимо изучить техники работы карандашом и, опираясь на весь объём знаний в области изобразительного искусства, сформировать свою манеру исполнения.
Книга «Техника рисования карандашом» – пятая из серии «Учимся рисовать». Она посвящена изучению способов, приёмов и техник карандашного рисунка с опорой на основы изобразительной грамоты, которые рассматривались в предыдущих книгах: «О рисунке (книга 1), «Перспектива» (книга 2), «Конструктивный рисунок» (книга 3), «Тональный рисунок» (книга 4).
Данная книга представляет собой учебное пособие по изучению изобразительного искусства для начинающих художников. В ней изложен концентрированный теоретический материал с упражнениями, практическими и творческими заданиями.
Книга предназначена для самостоятельного изучения или изучения в рамках начального художественного образования. Она будет полезна преподавателям художественных дисциплин в их профессиональной деятельности.
ТЕМА 1. Рисунок карандашом как средство отражения действительности
Рисунок карандашом самый популярный вид изобразительной деятельности не только потому, что наиболее доступный, но и потому, что позволяет максимально полно передавать и форму, и объём, и фактуру поверхности, и материал, и авторскую идею. Более того, систематические занятия рисунком формируют индивидуальный почерк художника за счёт свойственного только ему взгляда на мир и манеру работать карандашом.
Карандашный рисунок имеет долгую историю развития.
Одним из древнейших инструментов для рисования являлся металлический свинцовый карандаш (штифт), пользовавшийся неизменной популярностью у художников вплоть до XVII века для выполнения подготовительных набросков, вспомогательных рисунков и самостоятельных работ. Он упоминался ещё римским поэтом Гаем Валерием Катуллом, а также вестфальским монахом Теофилом Пресвитером, известным под именем монаха Рогира, в манускрипте «Записка о разных искусствах», датируемом Х – XI веками.
Рисунки, выполненные свинцовым карандашом, отличались аккуратностью, мягкостью серебристых линий и особой утончённостью штриха. При необходимости такой рисунок легко удалялся хлебным мякишем. Со временем в результате оксидировки рисунок свинцовым карандашом темнел.
К концу XV века появился «серебряный» карандаш. Его называли ещё «серебряная игла» потому, что он представлял собой напаянное на металлическую рукоятку серебряное остриё. В использовании он был сложнее свинцового карандаша, требовал от художника профессионального мастерства, так как его невозможно было стереть. Вместе с тем способность серебра к окислению со временем превращала холодные, серебряные линии в эффектный теплый рисунок.
В XIV веке появился «итальянский» карандаша. Его изготовляли из черного глинистого сланца или прессованной сажи с клеем. Карандаш получил распространение в Италии и способствовал переходу от мелкой аккуратной манеры рисования к обобщённой широкой манере, опирающейся не на чёткость линии, а на светотень. Итальянский карандаш даёт матовый бархатистый рисунок, легко разносится по бумаге.
Графитовый карандаш был известен со второй половины XVI века, но не пользовался популярностью из-за плохого качества и металлического блеска.