Размер шрифта
-
+

Тайный код религий мира - стр. 13

Но в каком бы виде ни представлялись духи, они всегда наделены сознанием. И не только сознанием, но и волей, характером и другими человеческими качествами.

Термин «анимизм» ввёл в 1708 году немецкий учёный Георг Шталь в сочинении «Theoria medica». Анимизмом он назвал своё учение о безличном жизненном начале – душе, которая, по его мнению, лежит в основе всех жизненных процессов и является «ваятельницей тела».

В следующем, XIX веке термин «анимизм» приобрёл двоякое значение: с одной стороны, так называли веру в духов, а с другой – теорию происхождения религии.

В анимизме усматривали своего рода зерно, первооснову всех религиозных учений. Из этого-то зерна развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, а также все воззрения на душу не только в религии, но и в философии. Анимизм называли «естественной религией», «детской философией» человечества, которая возникла самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания.

Между прочим Анимизм был широко распространён у древних арийцев, так называемых протоиндоарийцев. Они приписывали сознательную жизнь всем предметам, как неподвижным, так и способным передвигаться. Эту предполагаемую сознательную силу (дух) они называли манйу.

Протоиндоарийцы полагали, что манйу Земли находилось и в маленьком комочке земли, а манйу Солнца присутствует и в пламени домашнего очага. Существовали манйу мира и изобилия, раздора и голода.

Были у древних арийцев манйу человеческих качеств и чувств.

Например, манйу смелости и радости, ревности и жадности воспринимались не как составные части характера самого человека, но как активные независимые силы. К этим чувствам человек может обращаться с молитвой или умиротворять их. Кроме того, если человек позволит, то они могут войти в него и влиять на него в лучшую или худшую стороны.

Есть версия, что анимизм основывался на многовековом опыте наблюдения: сновидений (дух путешествует по мирам);

за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;

погребальных обрядов (душа ушла из тела).



То есть в основе воззрений первобытного человека на природу лежало твёрдое убеждение, что все объекты внешней природы настоящие живые существа, а преходящие явления – либо тоже живые существа, либо произведены волей живых существ. Человек полагал, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них и здесь, и после смерти.

Кстати

Один из крупнейших исследователей первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор писал: «…анимизм – глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением сущности спиритуалистической философии в противоположность материалистической. Анимизм характеризует племена, стоящие на весьма низких ступенях развития человечества».

Страница 13