Размер шрифта
-
+

Тайный код Петербурга - стр. 36


Одновременно с завершением строительства здания в 1762 году на крыше Зимнего дворца появились статуи.

Традиция установки скульптурных изображений на крыше берёт свое начало в незапамятные времена. Уже тогда люди размещали на своих домах именно тех богов, которые, с их точки зрения, приносили в их дом достаток и защищали от неприятностей. И возвеличивали. И появление пантеона на крыше Зимнего не случаен, ведь Зимний – дворец русских императоров, которые являлись не только вершинами административно-государственной иерархии, но и сакральными фигурами – помазанниками Божьими.

Статуи на крыше Зимнего дворца изготавливались по эскизам Растрелли. Их высекали из пудожского камня русские каменотёсы.

Но петербургская погода сделала своё коварное дело, и к концу XIX века статуи пришли в негодность. Их заменили медными, изготовленными методом выколотки из листа. Технология изготовления статуй была такова: на твёрдую форму накладывались довольно тонкие медные листы и оббивались по поверхности формы. Полученную фигуру крепили на металлическом каркасе, соединяя заклёпками и пайкой.



Кстати, одна из тайн Петербурга связана с крышей Зимнего дворца и с этими статуями. Ведь здесь находятся скульптуры, невидимые снизу, с земли. Считается, что это результат неоднократных перестроек.

Но дело в том, что они великолепно вписываются в сложный рельеф кровли.

Потому-то и появилась версия, что они планировались невидимыми для посторонних глаз изначально. И именно об одной из таких магических скульптур написал в октябре 1905 года Александр Блок:

И в небе сером холодные светы
Одели Зимний дворец царя,
И латник в чёрном не даст ответа,
Пока не застигнет его заря.

Латник в чёрном – один из самых таинственных символов метафизического Петербурга. Ведь встреча с ним, по преданию, сулит неожиданные повороты судьбы. Известно, что на крышу дворца часто поднимался последний российский император Николай II. Там до сих пор сохранились специальные металлические настилы с перилами, придерживаясь за которые очень удобно совершать прогулки по крышам. И по крыше Зимнего дворца, Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа. Незадолго до рокового 1917 года Николай Александрович увидел латника в чёрном.

Интересно, что там, на крыше Зимнего, никогда не был замечен «графский проказник». А уж для него, казалось бы, погулять среди странных фигур – сплошное удовольствие. Но не бывал, да и не будет. И всё потому, что перед лестницей, ведущей на крышу, до сих пор стоит самый удивительный дорожный знак. Редчайший не только для Петербурга, но и для мира в целом. В треугольнике на красном фоне изображён чёрный кот. А это значит, что это территория, где обитают и чувствуют себя вольготно коты, в том числе и чёрные. Со времён первого царственного обитателя Зимнего дворца – императора Петра III – котов держали для борьбы с мышами. Ну а заодно и с прочими нежелательными элементами. И традиция эта продолжается по сей день. Правда, от кого ныне больше защищают представители кошачьих, неизвестно.

Страница 36