Тайный код Петербурга - стр. 31
По преданию, как только было возведено здание академии, оценить результаты многолетнего труда прибыла Екатерина II. И вот тогда-то и случился казус: императрица испачкала нарядное платье об ещё не просохшую стену!
Её величество выразила неудовольствие, а ректор Александр Филиппович Кокоринов от горя будто бы повесился потом на чердаке.
Говорят, что с тех пор тень Александра Филипповича постоянно является студентам-полуночникам.
Случаются в академии и другие странные вещи. Рассказывают, что по ночам там появляется призрак знаменитого в своё время скульптора и профессора академии Михаила Ивановича Козловского. Он прославился своей петергофской статуей Самсона. Он же и автор памятника Александру Васильевичу Суворову.
Тень Михаила Ивановича периодически стучится в дверь и просится пустить его внутрь.
А туманы на Университетской набережной тоже случаются. Как-никак близость моря даёт о себе знать. Ну а в тумане почти все предметы меняют свои очертания.
Под знаком химеры
Есть стойкое мнение, что столкновение камня и воды порождает никому неведомое измерение. В нём город и существует.
И потому метафизика Петербурга так прочно связана с мифологичностью и с мистикой.
И не случайно именно Петербург первым в России породил и расселил на своём пространстве удивительных химер. Это грифоны и сфинксы, горгоны Медузы и воздушные пегасы, птицы фениксы и драконы. Они пристроились на стенах домов и на балконах.
Львы-лягушки – ши-цзы
Обосновались в парках и на набережных. Облюбовали ограды и места под крышами.
Хранители вечности – сфинксы из Египта устроились на высоких постаментах с двух сторон пристани на Университетской набережной, напротив центрального входа в Академию художеств.
Прибывшие из Маньчжурии львы-лягушки – ши-цзы – нашли пристанище на Петроградской набережной. Те, кто стремится поймать удачу, трогают и гладят заднюю левую лапу ши-цзы.
Мистичность города подтверждают не только статуи и монументы, но и многочисленные знаки, лики и символы на фасадах домов. Знаки и символы – явные и тайные, старые и новые, узнаваемые и неведомые. Это криптограммы, то есть тайные знаки Петербурга.
Сфинкс
А разнообразие системы декоративных скульптур и памятников Петербурга порождает художественно-пластические метафоры, подтверждает философскую многозначность символов.
Пластические образы несут в себе подспудные, порой неожиданные смыслы. Наполненные поэтической многозначностью, скульптуры и памятники обретают и совершенно новые качества.
Но вот что интересно: памятники реальным персонажам, как правило, устремлены в пространство, взирают в вечность. Они стали своего рода квинтэссенцией петербургской метафизичности.