Тайный канон Китая - стр. 42
Если обращаться с кем-либо сообразно его желаниям, может ли он не прислушиваться к вам? По такому поводу говорят, что это «великий путь Одиноких»[106].
Тот, кто постиг сокровенную силу[107] перемен, никогда не опоздает с совершением того или иного дела. Он добивается успеха – и не держится за него. Так постепенно, в течение долгого времени он приводит мир к благоденствию[108].
Глава девятая. Оселок разговора[109]
Красноречие – это искусство убеждать[110]. Способ же убеждения зависит от того, кого именно хотят убедить.
• Есть речи приукрашенные. Украшательство в речах есть нечто недостоверное, недостоверность же означает: в сказанном что-то преувеличено или, наоборот, преуменьшено.
• Есть речи угодные собеседнику: они приносят выгоду. Такие угодливые речи – самые легковесные.
• Есть речи, содержащие суждение: такие речи предъявляют истину. Истину же нужно поверять собственным опытом.
• Есть речи, которые друг друга опровергают: таково то, что называется возражениями. Возражения – это суждения, которые отсылают назад. Такие речи заставляют заново со всей тщательностью рассмотреть сказанное ранее.
• Есть ловкие речи: вследствие своей льстивости они позволяют приобрести репутацию преданного советника.
• Есть ученые речи: они демонстрируют обширные познания и потому позволяют приобрести репутацию мудрого советника.
• Есть простодушные речи: они демонстрируют решительность и потому позволяют приобрести репутацию храбреца.
• Есть искренние речи: они раскрывают истинное положение дел и потому позволяют завоевать доверие.
• Есть успокоительные речи: соглашаясь с собеседником, можно изменить свою позицию и так добиться успеха.
Использовать заманчивые слова для того, чтобы возбуждать желания, – это лесть. Украшать свои речи цветистыми выражениями – это демонстрация учености.
Не считаться ни с чем и не знать сомнений[111] – это решительность.
Определять действия и составлять планы – это знание секретов власти[112].
Посему рот – это первая застава, он запечатывает мысли и чувства. Уши и глаза – прислужники сердца, благодаря им распознаются обман и ложь. Вот почему говорят: «Если рот, уши и глаза действуют заодно, будешь всегда идти по пути успеха»[113].
В таком случае даже самые противоречивые суждения не смогут смутить, даже самые заманчивые речи не смогут сбить с толку, никакие перипетии не представят опасности, и будешь видеть суть каждого дела и истину каждой вещи.
Однако же незрячему незачем показывать пять цветов, глухому бесполезно рассказывать о пяти нотах. А потому нет необходимости показывать человеку то место, куда он не может пойти, или встречать его там, куда он не может придти. Мудрый ничего не предпринимает в отношении того, чьи чувства и помыслы он не может понять