Размер шрифта
-
+

Тайны веры. Апологетические заметки - стр. 6

Как понять боговдохновенное состояние писателей священных книг? Являлись ли они только безличными орудиями действия Св. Духа, наподобие пера в руке пишущего? В таком случае в их произведениях не может быть места индивидуальным человеческим признакам. Между тем личность писателя той или иной книги Библии постоянно чувствуется. Исаию никогда не спутаешь с Иеремиею, ев. Марка с Иоанном – у каждого боговдохновенного писателя есть свой слог и стиль. Это свидетельствует о том, что Бог, внушая писателю что писать, не упраздняет его естественных способностей, не связывает ни его ум, ни его волю. По этому поводу ап. Павел писал: духи пророческие послушны пророкам (1 Кор. 14, 32). С другой стороны, можно ли считать боговдохновенность за некое поэтическое воодушевление или вдохновение, которое порой посещает и писателей светских произведений? Такое понимание боговдохновенности фактически отрицает Божественное начало в Священном Писании и низводит это Писание на один уровень со светской литературой.

В «Полном православном энциклопедическом словаре» (том 1-й, Санкт-Петербург) так определяется боговдохновенность. «Боговдохновенность есть особое воздействие Святого Духа на провозвестников Божественного откровения, руководящее ими в понимании и передаче последнего… При этом, однако, дух человеческий, становясь таким образом орудием сообщения Божественного откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности… как во Христе Божественное и человеческое естество находятся в органическом единстве, так и в деле возвещения Божественного откровения все исходит от Бога и в то же время во всем проявляется свободная деятельность человека».

Взаимоотношение двух воль— Божественной и человеческой – в деле возвещения Божественной истины выявляется в автобиографической заметке пророка Иеремии. Иеремия решил перестать пророчествовать жителям Иерусалима о предстоящих бедствиях, так как из-за этого его жизнь ежедневно подвергалась опасности. И подумал я, – пишет Иеремия, – «не буду более говорить… во имя Его»; но было в сердце моем, как бы… огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, ине мог (Иер. 20, 9). Здесь мы видим действие Бога, внушающего то, что следует говорить, и сознание пророком своей свободы в удержании в себе Божественного слова. Сами писатели Священных книг с благоговением относились к своей миссии возвещать людям волю Божию. Косноязычный пророк Моисей недоумевал, как он может проповедовать слово Божие, имея такой физический недостаток. Тогда Господь повелел Моисею взять себе в помощники своего брата Аарона.

Страница 6