Тайны Русской Православной церкви Т.3 - стр. 4
В ответ Михаил Кируларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство Римского папы во главе с кардиналом Гумбертом.
Причем тут в этот спор вмешалось непредвиденное событие.
Как раз в это время в Риме скончался римский Папа Лев IX?
Но противоборствующие стороны пока о этом событии не знали!
Очень долго «шла почта» между Римом и Константинополем!!
Однако этот факт потом дал византийским богословам лишний повод обвинить посла Гумберта в самоуправстве!!!
Мол Папа Римский не одобрил бы этого решения если бы был жив!
Ну и раз у нас речь зашла о облучении Патриарха Кирулария то позвольте мне далее изложить собственного и так называемые «Доводы Рима» по этому вопросу. Любознательного читателя прошу вникнуть в тему запомнив эти пункты «обвинения».
Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.
В отлучительной грамоте после преамбулы, посвящённой первенству Римской Церкви, и похвалы в адрес «столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан» и всего Константинополя, названного городом «христианнейшим и православным», выдвигались следующие обвинения в адрес Михаила Кирулария «и сообщников его глупости»:
1.Михаила неправо называют Патриархом.
Ну а далее шли пункты обвинения уже самой Восточной (православной) церкви):
2.Подобно симонианам, они продают дар Божий.
3.Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
4.Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
5.Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
6.Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
7.Подобно севирианам, злословят закон Моисеев.
8.Подобно духоборцам отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
9.Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
10.Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
Что касается взгляда на роль Римской церкви и заявленных ею Патриарху Кируларию претензий, то, по мнению католических авторов, свидетельства учения о безусловном первенстве и вселенской юрисдикции Римского епископа как преемника св. Петра существуют с I в. (Климент Римский). Но вот иерархи Восточной церкви ссылаясь на труды (свв. Игнатий Богоносец, Ириней, Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, Лев Великий, Гормизд, Максим Исповедник, Феодор Студит и др.), считали такое «первенство чести» необоснованным.