Размер шрифта
-
+

Тайны Русской Православной церкви. Т.2 - стр. 24

С введением Студийского устава в Киево-Печерской лавре преподобным Феодосием появились у нас две разновидности иноков – мантийные монахи и схимники.

В позднейшее время кроме двух образов монашества появился еще и третий образ иночества – так называемый рясофор.

Этот образ является как бы предварительным, или подготовительным к монашеству.

Приходящие в монастыри для принятия монашества, по правилам каноническим, должны быть постригаемы не ранее как после трехлетнего испытания.

Все это время они должны были носить гражданскую одежду и мирскую стрижку.

Но в позднейшее время вошло в обычай надевать на желающих вступить в иночество монашескую одежду без совершения над ними монашеского пострига.

Так в монастырях появился чин мирян, носящих монашеские одежды, – это так называемые рясофорные иноки.

Рясофор, собственно, и означает в переводе с греческого "носящий монашеские одежды".

Существование своекоштных обителей накладывает свой отпечаток на быт монахов, на их поступление и выход из монастырей.

"В монастырях "несобственных", или в монашеских слободках при приходских церквах, не было ничего вещественно общего: ни стола, ни одежды, ни келлий, ни церкви, ибо келлия у каждого была своя собственная.

Они представляли собой нечто совсем вольное, своего рода казачество в монашестве: то нет сомнения, что и нравственный надзор в них был до последней степени слаб и более номинальный, чем действительный. Каждый монах в них был сам себе игумен".

В этом вольном монашестве менее всего было дисциплины, и на него более всего было нареканий и жалоб.

Постоянной проблемой в этих монастырях была проблема "вкладов", или "вкупов".

При поступлении в своекоштные монастыри делались вклады, что было одним из обязательных условий поступления туда.

Впоследствии при поступлении в общежительные монастыри стали также брать вклады; особенно сильно эта практика развилась в городских монастырях.

Одновременно эти вклады делались камнем преткновения для монашествующих. Из-за вкладов чаще всего происходило нарушение дисциплины.

Своекоштное монашество существенно отличалось и по своим идеалам, и по своему образу жизни от монашества общежительного.

Конечно, и среди монахов особножитных встречались образцы высокого подвижничества, но в основной своей массе они значительно уступали монахам общежительным.

Условия общежития способствовали быстрейшему духовному возрастанию и явили больше образцов истинно монашеской жизни.

Если в общежительных монастырях спасались благодаря порядку и уставу, то в особножительных монастырях спасались вопреки беспорядку и отсутствию устава. Так сказать – на личном энтузиазме.

Страница 24