Размер шрифта
-
+

Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 3

В то же время, ряд авторов рассматривает Эзотеризм как особый тип рациональности, который в настоящее время подвергается осознанной концептуализации и рефлексии.

Другие авторы иногда рассматривают в качестве Эзотеризма паранауки и парапрактики.

Соотношения с другими областями знаний и верований

Эзотеризм и оккультизм

Понятия эзотеризм и оккультизм не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, не связанные с оккультизмом.

Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики.

Многие эзотерические системы являются мировоззренческими или направленными больше на самосовершенствование и мистическое переживание, такие как : суфизм, восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее практики, направленные на достижение конкретных результатов, использование  магии,  вызывание духов, предсказания, гадания, астрологию, алхимию, нумерологию, гоэцию, различные церемонии и другие практики, а также эзотерические доктрины, с ними связанные, такие,как герметизм, теософия, мартинизм, спиритуализм, спиритизм, эзотерическое христианство, и другие.

Например, каббалисты эпохи Возрождения были оккультистами, но Каббала не сводится только к оккультизму, а многие каббалисты вообще не признают оккультизма и подразумевают под каббалой только мировоззренческую систему и медитативные практики.

Эзотеризм и психология

Отношение к Эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии, трансперсональной психологии, психосинтеза, в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями.

Классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека.

В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.

С другой стороны, ряд направлений психологии относится к Эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского-Клерамбо.

Страница 3