Тайны руки. Как узнать жизнь, характер и будущее по линиям руки - стр. 45
И так вот три степени для развития человеческой личности.
Жизнь инстинктивная, когда человек стоит ниже посредственности.
Жизнь умственная, когда он находится на точке равновесия.
Жизнь самодеятельная – в это время он находится на высшей степени, какой может достичь человек.
Специализм открывает человеку его истинное назначение; заря бесконечного светит ему, и он предвидит свое конечное призвание.
Таким образом существуют три пульса: материальный, духовный и божественный, – три формы, выражаемые действием, словом и молитвой.
«Человек, подчиненный инстинктам, требует фактов, способный мыслить отвлеченно – ищет идей, специалист, гений – стремится к Богу, которого он ощущает и созерцает».
Вполне уважая воззрения Бальзака, мы в то же время находим в них некоторую несостоятельность.
Бальзак признает три сферы ясно определенные. Он признает так же переходные степени между ними и в то же время утверждает, что человек не может возвышаться от низшей сферы к высшей.
По нашему мнению это заблуждение, так как положение это прямо отрицает движение и борьбу: две силы, которые дают жизнь, всему миру; оно отрицает также свободную волю и приводит человека к безнадежному унынию.
Да Бальзак и сам противоречит себе. Три сферы ярко им обозначены. Сначала он говорит: люди, подчиняющиеся одним инстинктам, живут и умирают не возвышаясь до второй высшей степени человеческой личности, а далее продолжает: лучшие гении мира – те, которые возвысились из мрака отвлеченных соображений до ясности внутреннего понимания специальности.
Если отвлеченные люди могут выходить из своей категории, то и живущие под влиянием, инстинктов могут возвышаться до следующей сферы: иначе это было бы не только несправедливо, но и дисгармонично, чего никогда не встречается в природе.
Необходимость борьбы
Гений Бальзака угадывал истину; но он часто увлекался своей любовью ко всем наукам и потому не мог всего предугадать и прочувствовать. Ни в одном из его мистических сочинений нет того положения, что борьба есть закон жизни; что человек, дитя земли, постоянно должен бороться за свою жизнь, подобно тому как земля постоянно притягивается и отталкивается противодействующими силами и тем сохраняет свое движение, которое само есть жизнь.
Если бы силы действующие на землю, на мгновение прекратили свое действие, она исчезла бы, падая в бесконечное пространство; если человек остановится в борьбе за свою жизнь, его карьера кончена – он должен умереть.
Спокойствие старика есть результат его бессилия.
Для этой непрестанной борьбы, даны нам страсти, совесть и стремление к добродетели. С первых дней существования человека начинается эта борьба, выражающаяся в детстве смехом и слезами, беспрестанно сменяющими друг друга.