Тайны руки. Как узнать жизнь, характер и будущее по линиям руки - стр. 29
Кабанис, ученый, знаменитый доктор, заслуживающий уважения, написал именно на эту тему книгу; но что мы должны думать о нем?
Он написал огромный том в доказательство того, что половые органы, климат, пища и пр. имеют влияние на мозг, что одной конвульсии желудка достаточно для приведения человека в беспамятство, одним словом, что желудок управляет мозговой системой. И этот ученый, анатом, постоянно углубленный во внутренности, не видит, что борьба есть высший закон!.. Он не видит, что добро борется со злом, день – с ночью, тишина с бурей, и материальная сторона человека – с его божественной стороной.
И он не хочет видеть этого, потому что не хочет взглянуть в беспредельную синеву!..
Между тем, в конце своей книги, измученный сомнениями, испугавшись, быть может, своего собственного сочинения, он признает-таки наконец верховенство мозговой системы. «Нет ничего (кроме мозга), говорит он, что должно производить, вследствие законов живого организма, такое количество отправлений столь действительных, столь энергичных, столь общих». И он представляет множество доказательств этого верховенства. Рассуждения Кабаниса не могут разубедить нас.
Да позволено будет, пока не явятся более сильные доказательства, сохранить нам наши предания, достойные уважения уже и за их античность, ибо начало их теряется во мраке веков, – достойные уважения и вследствие освящения их, великими людьми древности и средних веков.
Да позволено также будет нам думать, что медицина и астрономия откажутся от истинного прогресса, если не признают звездного влияния.
Но время идет и увлекает их за собою во след, и прогресс явится сам собою. Рано или поздно явится человек, который станет знаменит, открыв науке громадное поле гармонии и соотношения всей природы, – гармонии и соотношения неба, земли и ее трех царств.
Не говорили ли нам очень недавно об одном молодом медике, Октаве-де-Сселль, вылечившим подагру употреблением Сатурновых растений?
А в настоящую минуту не пришла ли медицина к употреблению, как лекарства, электричества, света – этого источника жизни, этого великого волшебного двигателя в них?
Разве не с одинаковою целью, измученные неверными предчувствиями результата, который должно было принести только будущее, древние алхимики искали в электричестве, называемом ими душою мира, эту мировую панацею, этот λίθος φιλοσόφον (философский камень), который в одно и то же время должен быль им дать и вещественное золото ‐ богатство, и золото бытия – здоровье?
Разве не в этой душе мира искали они того, что быть может теперь дает в несовершенство магнетизм: средства сношения с другим миром, сношения всегда опасного, потому что оно неотделимо от беспамятства?