Размер шрифта
-
+

Тайны малых народов. От басков до бушменов - стр. 9

Этнос, не ставший народом

Полесье – уникальный регион на географической карте Европы. Этот край болот и лесов, туманов и дождей представляет собой единый биосферный организм, который не смогли изменить ни исторические, ни политические потрясения. Однако он разделен государственными границами между Россией, Украиной, Белоруссией и Польшей.


Рассказывают, что когда шведский король Карл ХII в 1706 г. захватил Пинск, он поднялся на самую высокую точку города, чтобы осмотреть окрестности. Увидев вокруг многочисленные зловещие болота, он якобы сказал: «Я дальше не пойду. Вокруг – моя смерть». И покинул Полесье. В отличие от местных жителей, для которых болота стали неотъемлемой частью жизни. В Белоруссии их называют палешуками, пинчуками, на Украине – полищуками, а в России – полехами. Однако вопрос об их этнической принадлежности открыт до сих пор.

Тайные хозяева Полесья

Пожалуй, одно из наиболее ярких и романтичных описаний этих людей оставил в своих воспоминаниях «Повесть о жизни» писатель Константин Паустовский. Будучи еще ребенком, он был отправлен на каникулы к родственникам в Полесье. Время было неспокойное: Европа стояла на пороге мировой войны, вокруг горели помещичьи усадьбы, а в лесах бродили неизвестные вооруженные люди. У дяди, жившего под Могилевом, он впервые услышал о знаменитых могилевских дедах – местной общине нищих и слепцов. У них были свои старшины и учителя – майстры, которые обучали вновь принятых в общину пению духовных стихов, умению просить милостыню и правилам нищенского общежития. Вскоре будущий писатель лично столкнулся с ними и спустя десятилетия вспоминал, что при их виде «время сдвинулось на сто лет назад, а может быть, еще дальше – в Средние века».

Причиной встречи с майстрами стало трагическое событие – в соседней усадьбе богатый помещик натравил на слепца с мальчиком-поводырем огромного волкодава. Более опытный старик остановился, а испугавшийся ребенок побежал и в итоге был задушен свирепой собакой. На его похороны и собрались окрестные нищие. «Все они были в одинаковых коричневых свитках, с деревянными посохами в руках, – вспоминал Паустовский. – Седые их головы были подняты. Нищие смотрели поверх на царские врата. Там был образ седобородого бога Саваофа. Он странно походил на этих нищих. У него были такие же впалые и грозные глаза на сухом темном лице». А спустя несколько дней вспыхнула усадьба помещика Любомирского, где погиб мальчик, и все знали, что это дело рук, казалось бы, беспомощных нищих слепцов. На самом деле они представляли грозную силу, которая не давала потухнуть народному гневу против несправедливости власти. Уже в начале ХХ в. было ясно, что в Полесье – этом «краю болот, чахлых лесов и безлюдья», по словам К. Паустовского, живет «особое племя не только несчастных, но талантливых и суровых волей людей».

Страница 9