Размер шрифта
-
+

Тайны египетских фараонов - стр. 5

Кенбет в поселении-общине разбирал обычные гражданские и уголовные дела, например, кражи, убийства, нарушение взятых на себя обязательств, супружеские измены и насилие в семье. Из археологических памятников и папирусов известно, каким образом происходили судебные разбирательства. Египтянин приходил в суд и высказывал свою жалобу. Обратиться в кенбет со своим делом могли не только мужчины, но и женщины, даже дети. Был, к примеру, такой случай: брат и сестра пожаловались на своего отца, который плохо с ними обращался и присвоил их долю в наследстве их умершей матери. Жалобу выслушали и, в конце концов, вынесли приговор против несправедливого отца. Но прежде, чем признать обвиняемого виновным, члены кенбета сначала проводили расследование. В ходе этого расследования с обвиняемыми, очевидно, не слишком церемонились – на допросах нередко применялись пытки. Вот и отца обиженных детей для убедительности слегка отлупили палками – чтобы он прочувствовал всю серьезность положения и не смел врать.

Приговоры, разумеется, зависели от тяжести преступления. Относительно мягкими наказаниями считались уплата штрафа, несколько палочных ударов, конфискация имущества или принудительные работы. В Новом царстве преступникам начали также отрезать нос, губы, уши. За особо тяжкие преступления приговаривали к смерти. В некоторых случаях преступник должен был по приговору совершить самоубийство.

В маленьком поселке в Деир эль-Медина местный кенбет, по-видимому, не обладал средствами для приведения в действие своих приговоров. Некоторые дела рассматривались несколько раз, хотя приговоры по ним уже были вынесены раньше, потому что приговоренный не исполнял решение суда. Одному египтянину присудили уплатить горшок топленого жира, но тот больше десяти лет уклонялся от уплаты, а суд не имел возможности взыскать с упрямца назначенный штраф. Наказания за тяжкие преступления, вероятно, исполнялись более четко и быстро. Впрочем, дела об убийствах чаще рассматривал Большой кенбет, а у него и возможностей было больше.

Вынесение решений по сложным и важным делам зачастую передавалось жрецам-оракулам. Обожествленный фараон во время культового празднества тоже мог подать знак в пользу того или иного решения. По всей вероятности, эти дела фактически разбирали сами жрецы, и они же готовили для фараона нужный вердикт. В любом случае, знаки божественных сил никогда не оспаривались. Власть фараона обладала всеми возможностями, чтобы провести в жизнь свои решения и осуществить планы, в том числе самые амбициозные.

Страница 5