Размер шрифта
-
+

Тайны египетских фараонов - стр. 26

Египтяне находили в песке целые сохранившиеся тела и были уверены, что эти люди благополучно смогут жить вечно. Но потом для правителей и знати стали строить гробницы, и возникла необходимость искусственно предохранять мертвые тела, чтобы те не истлели. Постепенно сложилась традиция бальзамирования тел фараонов, позднее распространившаяся на менее значительных людей.

Бальзамирование

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

Страница 26