Размер шрифта
-
+

Тайны египетских фараонов - стр. 23

.

Ка – жизненная сила человека, неотделимая от него ни на том, ни на этом свете. Иногда ка представлена на рисунках в виде темного человеческого силуэта. Сила кa сопровождает человека с момента рождения, заботится о нем после смерти тела, поэтому в могилу необходимо положить запас еды и питья. Ка сохраняется в рисунках, рельефах и статуях, изображающих умершего.

Ба – личность, индивидуальный характер человека, ба отчасти можно сопоставить с христианским понятием «душа». Ба после смерти покидает тело человека. Ба представляли в виде птицы с человеческой головой. Ба способно принимать разные формы, но неизменно возвращается назад к своему телу. Днем умерший странствует в мире живых в обличье своего ба, но вечером он возвращается через свое мертвое тело в загробное царство.

Ах – бессмертное, неземное воплощение человека. Ах представляли в виде священной птицы ибис с характерным хохолком. Ах проявляет свою силу энергию, главным образом, на том свете, но может распространять ее и на этот свет, например, в виде призраков. Хотя отделившиеся субстанции ка и ба, благодаря погребальному ритуалу, снова объединяются в теле, умерший человек продолжает жить в божественной форме своего ах.

Уход египтянина в вечность сопровождался обязательными ритуалами, которые сформировались в течение не одной тысячи лет. Переселение в иной мир не простого смертного, а фараона требовал, разумеется, гораздо более длительной подготовки и сопровождался сложными ритуальными действиями, которые совершали, главным образом, жрецы.

После смерти тела его ка должно было пройти через двенадцать областей страны Дуат, из которой никто не возвращается в мир живых. Там происходит суд Осириса. Перед каждой областью страны Дуат стоят Врата, охраняемые божественными стражами. Это странствие сопряжено с многими трудностями и испытаниями. Чудовища, изрыгающие зловонный ядовитый дым, пытаются проглотить или разорвать пришельца, на него нападают гигантские змеи, замахиваются острыми мечами грозные божества, от которых нужно спасаться бегством. Но умерший должен все выдержать, чтобы доказать, что он чист и достоин вечной жизни. Молитвами и ритуальными гимнами он должен заслужить благосклонность стражей и богов.

Последним и самым значительным испытанием был суд. Умерший вступал в Великий чертог двух истин, где заседали все боги. Он перечислял все сорок два греха, которых он не совершал. Сердце подсудимого клали на одну чашу весов, а на другой лежало перо богини Маат. Если равновесие нарушалось, значит, он лгал и должен понести наказание. После своей исповеди умерший повторял: «Я чист, я чист, я чист…»

Страница 23