Тайны церковного богослужения. Вопросы и ответы для новоначальных
1
Когда проходите мимо храма, помните, что это дом Божий, помолитесь на него. В храме же стойте благоговейно: не оглядывайтесь по сторонам, не разговаривайте друг с другом и не смейтесь. Помните, что вы в доме Божием, перед лицом Самого Бога! Правда, мы Его не видим, но Он нас видит, Он на нас смотрит везде, а особенно в церкви.
В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная, по повелению Божию, Моисеем. В новозаветное время, в период гонений, христиане совершали свое богослужение в домах и пещерах. С IV века, когда император Константин официально отменил гонения на христианскую веру, началось массовое строительство храмов.
2
Об оглашенных см.: «Литургия оглашенных».
3
Евангелие – книга четырех апостолов, называемых евангелистами: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова, содержащая в себе описание жизни и учения Иисуса Христа.
4
Одна из таких икон, по преданию, Владимирская икона Божией Матери, примерно в 1130 году была привезена на Русь из Константинополя. В 1395 году, в пору нашествия Тамерлана, эта чудотворная икона была перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил за пределы Московского государства. С тех пор и до 1918 года святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля. С 1930 года она находится в Третьяковской галерее в Москве.
5
«Монастырь» – от греческого слова, которое означает «уединенное место». В монастырь уходят люди, которые хотят всецело посвятить себя служению Богу и ближним.
6
Чтобы получить отдельно для себя благословение епископа или священника, нужно сложить руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем благословляющую нас руку – как бы руку Самого Спасителя.
7
На Востоке, где жил Господь Иисус Христос, счет часов был следующий: начинался он с 7-го часа утра по нашему времени, поэтому 1-й час соответствовал нашему 7-му, 3-й – 9-му, 6-й – 12-му, 9-й – 3-му пополудни.
8
Страдания и смерть Христовы вспоминаются главным образом на Литургии.
9
Поется только Великим постом, а в другое время читаются другие тропари – праздничные и дневные.
10
См. предыдущую сноску.
11
Праздниками в Православной Церкви называются дни, посвященные прославлению Самого Господа, Пресвятой Богородицы и особо чтимых святых. Поэтому одни из них называются Господскими, другие – Богородичными, а третьи – днями памяти святых.
По важности вспоминаемых событий праздники делятся на большие, средние и малые. Важнейших праздников двенадцать, они называются двунадесятыми. Пасха – самый главный праздник в Православной Церкви.
12
Словами «Благослови!» дьякон испрашивает у священника благословение начинать службу.
13
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – так начинается первый псалом.
14
В этом песнопении обычно воспевается воплощение Спасителя от Пресвятой Богородицы, поэтому оно называется Богородичным.
15
Словом «Премудрость» молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности последующего пения и чтения, а словом «прости» («стойте прямо!») внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы понять сокровенную в молитвах и священнодействиях совершаемой службы Божию Премудрость.
16
Вседневная, или будничная, вечерня отличается от вечерни на всенощной тем, что в ней предначинательный псалом «Благослови, душе моя, Господа» не поется, а читается; «Блажен муж» не поется; входа, паремий, литии и благословения хлебов не бывает.
17
Во время произношения ектений на прошениях следует делать поклоны. При чтении же Апостола, Евангелия, при пении «Символа веры» положено стоять без поклонов.