Тайны Алатырь-камня - стр. 15
Наиболее достоверные сведения о храме Свентовита дошли до нас благодаря записям, оставленным знаменитым средневековым путешественником Саксоном Грамматиком. В книге «История Дании» он достаточно много места уделяет описанию Арконы и его взаимоотношениям с Данией. По словам путешественника: «Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур. В самом храме стоял большой, превосходящий человеческий рост кумир с четырьмя головами на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой…».
Существуют легенды, будто при храме содержался белый конь, на котором по ночам сам Свентовит выезжал на войну. Бывало, что служители храма, придя на службу, с удивлением замечали взмыленную холку коня, как будто кто-то всю ночь скакал на нём.
В двадцатые годы прошлого века немецкий археолог К. Шуххардт подтвердил легенды об удивительном городе-храме. В 1920 году он, подобно Генриху Шлиману, после длительных археологических раскопок обнаружил останки главного храма Арконы, чем полностью подтвердил описание, данное Саксоном Грамматиком. Позднее сведения о светилищах Руяна вошли во многие известные исторические энциклопедии и сборники этнографических материалов. О необычном острове писал Лев Гумилёв, его история содержится в энциклопедии «История Средневековой Европы», причём все авторы как один отмечают огромное политическое и военное влияние, которое Аркона оказывала на всё Балтийское побережье.
Раз в году, в последний день лета, после уборки хлеба, проходила встреча славянского Нового года. Этот один из самых любимых в народе праздников древние славяне отмечали 1 сентября.