Тайная доктрина. Космогенезис и Антропогенезис
1
См. Theosophist. – Июнь, 1883.
2
Предисловие к первому изданию.
3
«Дан», по современной китайской (и тибетской) фонетике Чань, является общим термином для эзотерических школ и их литературы. В старых книгах слово Джанна означает – «преображающий себя путем медитации и знания», второе внутреннее рождение. Отсюда Дзан, фонетически Диан; Книга Дзиан. См. «Китайский Буддизм» Эдкинса, стр. 129, – примечание. Примечание переводч. – Чань по-китайски, но не по-тибетски.
4
Г-н Бенглор, главный инженер в Бодхгая и выдающийся археолог, был, кажется, первым, открывшим это.
5
См. «Разоблаченную Изиду», том 2, стр. 27.
6
Introduction to the Science of Religion, стр. 23.
7
«Ain i Akbari», перев. д-ром Блохманн, приводится Максом Мюллером в op. cit.
8
«Tao-te-King», стр. XXVII.
9
Макс Мюллер – op. cit., стр. 114.
10
Найденных и доказанных теперь, благодаря открытиям, сделанным Георг. Смитом (см. в его Chaldean Account of Genesis), и которые, благодаря армянскому подделывателю, держали в заблуждении все «цивилизованные нации» на протяжении 1500 лет и заставили принять еврейские заимствования за непосредственное Божественное Откровение.
11
Egypt’s Place in History I. – 200.
12
Spence Hardy, The Legends and Theories of the Buddhists, p. 66.
13
E. Schlagintweit, «Buddhismus in Tibet», стр. 77.
14
Лассен (Ind Althertumskunde, II. 1072) указывает на буддийский монастырь, сооруженный в Горной Цепи Кайласа в 137 г. до Р. Хр., а генерал Куннингам упоминает еще один более древний, чем этот.
15
Rev. J. Edkins, «Chinese Buddhism», стр. 87.
16
См. Лекции Макса Мюллера.
17
Ор. cit., стр. 118.
18
Ор. cit., стр. 318.
19
«Asiatic Researches», I, 272.
20
См. Макс Мюллер, op. cit., стр. 238 и далее. Это относится к искусной подделке листов, вставленных в древние Пуранические Манускрипты, на которых было написано на правильном и архаическом Санскрите все то, что Пандиты слышали от полковника Уильфорда об Адаме и Аврааме, Ное и его трех сынах и т. д.
21
Из лекции Н.М. Пржевальского.
22
Lün Yü (§ 1a); Schott, «Chinesishe Literatur», стр. 7, упоминается Максом Мюллером.
23
«Жизнь и Учение Конфуция», стр. 96.
24
Ор. cit., стр. 257.
25
Наименование, употребляемое в смысле греческого слова ἄνθρωπος.
26
Раввин Jehoshua Ben Chananea, умерший около 72 г. после Р. Хр., открыто заявлял, что он совершал чудеса способами, описанными в книге Сефер Иецира, бросая этим вызов каждому скептику. Франк, приводя выдержки из Вавилонского Талмуда, называет двух других великих магов, Раввинов Chanina и Oshoi (см. «Jerusalem, Talmud Sanhedrin», стр. 7 и т. д.; и «Die Kabbalah», стр. 55, 56, Франка). Многие среди средневековых оккультистов делали те же заявления, и даже недавно умерший современный маг Элифас Леви открыто утверждал это в своих книгах о Магии.
27
Едва ли нужно напоминать читателю, что термин Божественная Мысль, так же как и термин Мировой Разум, не должен был рассматриваем, даже хотя бы отчасти, как отражающий процесс, сходный с процессом, выявляемым человеком. «Бессознательное», согласно фон Гартманну, достигло обширного творческого или, вернее, эволюционного плана «посредством ясновидящей мудрости, превышающей всякое сознание», что на языке Веданты означало бы Абсолютную Мудрость. Только те, кто осознает, насколько полет интуиции выше и быстрее медлительных процессов рациональной мысли, могут составить себе бледное представление этой Абсолютной Мудрости, превышающей все понятия Времени и Пространства. Ум, как мы его понимаем, может быть разложен на состояния сознания различной продолжительности, напряженности, сложности и т. д.; и, в заключение, все они будут опираться на чувствование, являющееся опять-таки Майей. Кроме того, чувствование неизбежно предполагает ограничение. Личный Бог ортодоксального Теизма думает и чувствует; он раскаивается и испытывает «яростный гнев». Но представление подобных умственных состояний ясно вовлекает в немыслимое предположение о привхождении возбудительных стимулов извне, не говоря уже о невозможности приписывать неизменяемость существу, чувства которого колеблются с событиями в мирах, над которыми он главенствует. Таким образом, представление Личного Бога, как неизменного и бесконечного, является антипсихологичным и, что еще хуже, антифилософским.
28
Платон выказывает себя истинно Посвященным, говоря в «Cratylus», что θεόζ производится от θέειν – «двигаться», «бегать», ибо первые астрономы, наблюдавшие движения небесных тел, называли планеты θεοζ – «богами». Позднее это слово произвело другой термин ’αλὴθεια – «Дыхание Бога».
29
Номиналисты, возражая Берклею, что «невозможно представить себе абстрактную идею движения отдельно от движущегося тела» («Principles of Human Knowledge», введение, пар. 10), могут поставить вопрос: «Каково это тело, производящее это движение? Есть ли это сущность? Тогда вы верите в личного Бога?» и т. д. На это ответ будет дан в дальнейшей части этого труда. Пока же мы претендуем на наши права концепционалистов, как противников материалистических взглядов Росселини, относительно Реализма и Номинализма. «Открыла ли наука, – говорит один из ее наиболее талантливых защитников, Эдуард Клодд, – что-либо, что ослабляет или противополагается древним словам, в которых дана сущность всех прошлых, настоящих и будущих религий: «поступать справедливо, любить милосердие и предстоять в смирении перед своим Богом?» И мы соглашаемся с ним при условии, что под словом Бог мы поймем не грубый антропоморфизм, все еще являющийся основанием нашей настоящей теологии, но символическое представление того, что есть Жизнь и Движение Вселенной; знать это в физическом порядке – значит знать время прошлое, настоящее и грядущее в существовании последовательности феноменов; знать это в порядке моральном – значит познать, что было, есть и будет в пределах человеческого сознания. (См. «Science and the Emotions», речь, произнесенная (South-Place) Лондон-Finsbury, дек. 27, 1885 г.)
30
«Разоблаченная Изида», II, 264–265.
31
Риг-Веда.
32
Математики Запада и некоторые каббалисты Америки утверждают, что в Каббале «значение имени Иеговы есть значение диаметра в Круге». Добавьте к этому тот факт, что Иегова является третьим среди Сефиротов, Бинах – слово женского начала, и вы имеете ключ к тайне. Посредством некоторых каббалистических превращений это имя, являющееся двуполым в первых главах книги «Бытия», становится в своих превращениях совершенно мужским, каноническим и фаллическим. Избрание божества из языческих богов и принятие его как национального Бога, и призывание его как «Единого Живого Бога», «Бога Богов», а затем провозглашение этого поклонения монотеистическим не преображает его в единый Принцип, «Единство которого не допускает умножения, изменения или формы», особенно в аспекте приапического божества, каким теперь выставлен Иегова.
33
См. замечательный труд «The Source of Measures», в котором автор объясняет истинное значение слова Sacr, от которого происходят: «sacred», «sacrament» – слова, ставшие теперь синонимами святости, хотя они чисто фаллические!
34
«Мандукья Упанишад», I, 28.
35
«Bodhimür», книга II.
36
См. «Vedânta Sâra», пер. майором G. A. Jacob; также «The Aphorisms of Shanailya», переведенные Cowell, см. стр. 42.
37
«Айтэрейя Упанишад».
38
Тем не менее предубежденные и фанатичные востоковеды хотели бы доказать, что это и есть чистый атеизм. В доказательство этого сравните Vedânta Sâra майора Jacob’a, однако вся древность отзывается на мысль, высказанную Лукрецием и передающую чисто ведантическое представление:
39
Самые имена двух главных божеств – Брама и Вишну – давно должны были бы подсказать свое эзотерическое значение. Браман – или Брам – производится некоторыми от корня «brih» – расти или распространяться (см. Calcutta Review, том XVI, стр. 14) и Вишну от корня «vish» – «проникать», входить в природу сущности. Брама-Вишну, таким образом, есть бесконечное Пространство, в котором Боги, Риши, Ману и все, что существует в этой Вселенной, являются лишь Силами (Vibhûtayah).
40
См. изложение Ману о Браме, разделившем свое тело на мужское и женское; последнее и есть женское начало – Вак, в котором он создает Вирадж, и сравните это с эзотеризмом второй, третьей и четвертой главы в Книге Бытия.
41
Оккультизм истинно носится «в воздухе» в конце нашего XIX столетия. Среди многих книг, недавно изданных, мы особенно рекомендуем изучающим теоретический Оккультизм тем, кто не отваживается выйти за пределы нашего определенного человеческого плана, «New Aspects of Life and Religion» – Генриха Пратта, д-ра Мед. Эта книга полна эзотерических догм и философии, последняя, однако, в заключительных главах довольно ограничена духом так называемого условного Позитивизма. Тем не менее сказанное о пространстве, как о «Невидимой Первопричине», заслуживает упоминания.
«Это неведомое нечто», признанное таковым и отождествленное с первичным воплощением простого единства, невидимо и неощутимо (как абстрактное пространство, мы согласны), и, будучи невидимо и неосязаемо, оно непостижимо. И эта непостижимость ввела в заблуждение, заставив предположить, что оно является просто Пустотою, лишь способностью к восприятию. Но, будучи рассматриваемо даже как абсолютная пустота, Пространство должно быть признано или самосущим, бесконечным и вечным, или же имевшим причину вовне, за собою и за пределами себя.
«И все же, если бы подобная причина была найдена и определена, это привело бы лишь к передаче ей атрибутов, которые иначе прикладываются к пространству, и, таким образом, отбросило бы трудность начала еще на шаг назад, не выиграв добавочного света, что касается до первопричинности». (Op. cit., стр. 5.)
Что и было сделано верующими в человекоподобного создателя; именно явлен был внекосмический Бог вместо интракосмического. Многие темы д-ра Пратта – можем сказать, большинство из них – являются старыми каббалистическими идеями и теориями, которые он предлагает в совершенно новом облачении в своем труде «Новые Аспекты Оккультного в природе». Тем не менее пространство, рассматриваемое как Субстанциальное Единство – живой Источник Жизни – было, как и «Неведомая Беспричинная Причина», древнейшей догмой в Оккультизме, тысячелетия раньше греческого и латинского «Pater Æther». Также и «Сила и Материя, как Потенциал Пространства, неотделимы и являются неизвестными разоблачителями Неведомого». Все они встречаются в арийской философии олицетворенными, как Вишвакарман, Индра, Вишну и т. д. Тем не менее они выражены в вышеуказанном труде очень философски и под многими необычными аспектами.
42
Как противоположение к проявленной материальной Вселенной, термин «Мулапракрити» (от мула – корень и пракрити – материя) или непроявленная предвечная Материя – называемая западными алхимиками Землею Адама – применяется ведантистами к Парабраману. Материя двуначальна в религиозной метафизике, а в эзотерических учениях она семерична, как и все остальное во Вселенной. Как Мулапракрити, она недифференцированна и вечна; как Виакта, она становится дифференцированной и условной, согласно Shvetâshvatara Upanishad, I.8 и Devi Bhâgavata Purâna. Автор четырех лекций о Бхагават-Гите, говоря о Мулапракрити, заявляет: «С его (Логоса) объективной, основной точки, Парабраман является ему под видом Мулапракрити… Конечно, эта Мулапракрити так же материальна для него, как и любой материальный предмет материален для нас… Парабраман есть безусловная и абсолютная реальность, а Мулапракрити как бы покров, наброшенный на Него» (Theosophist, III, 304).
43
Эзотерическая Философия, рассматривая каждую конечную вещь как Майю (или иллюзию неведения), неизбежно должна рассматривать в том же свете и каждую интракосмическую планету и тело, ибо они являются организованными, следовательно, конечными. Потому выражение – «Оно исходит извне вовнутрь» и т. д. – относится, во-первых, к заре Манвантары или к великой новой эволюции, после одного из полных периодических разложений всякой составной формы в Природе, от планеты до молекулы, и ее ультимативную сущность или элемент; и, во-вторых, к частичной или местной Манвантаре, которая может быть солнечной или даже планетной.
44
Под Центром подразумевается здесь центр энергии, или же космический фокус. Когда так называемое творение, или образование планеты закончено тою Силою, которая определяется оккультистами Жизнью, а Наукою энергией, то процесс происходит изнутри наружу, ибо каждый атом, как сказано, заключает в себе творческую энергию Божественного Дыхания. И тогда, как после абсолютной Пралайи, когда предшествующий материал заключается лишь в Едином Элементе, а Дыхание находится «везде», последнее действует извне вовнутрь. После Малой Пралайи, когда все остается in status quo – в охлажденном состоянии, так сказать, подобно луне – тогда при первом трепете Манвантары планета или планеты начинают воскресать к жизни изнутри наружу.
45
Среди эволюционных циклов идей любопытно отметить, как древняя мысль отражается в современных теориях. Не читал ли Герберт Спенсер древних индусских философов, когда он писал некоторые страницы в своих «Первых Принципах» (стр. 82)? Или же это самостоятельный проблеск внутреннего озарения, заставивший его наполовину правильно и наполовину неправильно сказать: «движение, так же как и материя, будучи определенными в количестве (?), то казалось бы, что изменение и распределение материи под воздействием движения, достигая предела в каком бы то ни было направлении (?), в силу нерушимого движения, требует затем обратного распределения. Очевидно, всемирно существующие силы притяжения и отталкивания, требующие, как мы это видели, ритма во всех малых изменениях на протяжении всей Вселенной, так же как и ритма всей совокупности ее изменений, производят поочередно или неизмеримый период, в течение которого силы притяжения, будучи преобладающими, производят всемирное концентрирование, или затем неизмеримый период, на протяжении которого преобладают силы отталкивающие, производящие всемирное разложение, т. е. сменные эры эволюции и разложения».
46
Каковы бы ни были воззрения физической науки на эту тему, но Оккультная наука учила на протяжении веков, что Акаша (грубейшим аспектом которой является Эфир), Пятый Всемирный Космический Принцип – которому соответствует и от которого происходит человеческий Манас – космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях и неизменная в своих высших принципах. В творческих условиях она называется Суб-Корнем; в соединении с лученосным теплом она вызывает «мертвые миры к жизни». В ее высших аспектах она есть Всемирная Душа, в своих низших – является Разрушителем.
47
Hypoth., 1675.
48
«Первое» неизбежно предполагает нечто, что есть «перво-выявленное», «первое во времени, пространстве и по степени», и потому конечное и условное. «Первое» не может быть Абсолютом, ибо оно есть проявление. Потому Восточный Оккультизм называет Абсолютное Все – Единой Беспричинной Причиной, Бескорним Корнем и ограничивает «Перво-Причину» Логосом, в смысле, данном этому термину Великим Платоном.
49
См. в «Theosophist’e», Февраль 1887 г., четыре талантливые лекции на Бхагават-Гиту, прочитанные Т. Субба Роу.
50
В христианский теологии называемые Архангелами, Серафимами и т. д.
51
«Странник» есть наименование, данное нашей Монаде (Двое в одном) на протяжении ее цикла воплощений. Она есть единственный вечный Принцип в нас, неделимая часть всего целого – Всемирного Духа, от которого она исходит и которым поглощается при конце цикла. Когда говорится, что она исходит от единого духа, то приходится употреблять это неуклюжее и неточное выражение из-за недостатка надлежащих слов в английском языке. Ведантисты называют ее Сутратма (Душа-Нить), но их объяснение слегка отличается от объяснений оккультистов. Но объяснение этой разницы предоставляется самим ведантистам.
52
Не физические организмы, еще менее их психические принципы, остаются в status quo, на протяжении великой Космической или даже Солнечной Пралайи, но только их «акашные или астральные «фотографии». Но на протяжении малых Пралай, захваченные «Ночью», планеты остаются нетронутыми, хотя и мертвыми, именно подобно огромному животному, захваченному и врезанному в полярных льдах и в силу этого оставшемуся без изменений в течение веков.
53
Таким образом, Герберт Спенсер, который подобно Шопенгауэру и фон Гартманну отражает лишь один аспект древних эзотерических философов и вследствие этого высаживает своих читателей на открытый, мрачный берег агностического отчаяния – благоговейно формулирует великую тайну: «То, что пребывает неизменным в количестве, но вечно изменчивым в форме, в этих ощутимых видимостях, которые Вселенная являет нам, есть неведомая и непостигаемая Мощь, которую мы вынуждены признать не имеющей пределов в пространстве и без начала и конца во времени». Это есть лишь смелая Теология, – ни в коем случае не наука или философия, которая ищет измерить Бесконечность и разоблачить Неизмеримое и Неведомое.
54
Пространство.
55
Во Второй Книге Вишну Пураны, гл. VIII, сказано: «Под Бессмертием понимается существование до конца Кальпы»; переводчик г. Уильсон указывает в примечании: «Согласно Ведам, это все, что следует понимать под бессмертием (или вечностью) богов; они погибают в конце всемирного разложения (или Пралайи)». Но Эзотерическая философия говорит: «Они не погибают, но вновь поглощаются».
56
Небесные Существа.
57
И, следовательно, проявить его.
58
Нирвана. На китайском языке Не-пань. Неиббан на бурмийском. Мокша в Индии.
59
Нидана и Майя. Двенадцать Нидан (по-тибетски Тен-дель-чуг-ньи) суть главные причины существования, следствия, порожденные сцеплением заложенных причин.
60
См. – «Буддизм», Васильева, стр. 97—128.
61
Термин «Колесо» есть символическое выражение мира или шара, свидетельствующий, что древние знали, что наша Земля была вращающимся шаром, а не неподвижным квадратом, как учили некоторые христианские отцы. «Великое Колесо» есть законченный период нашего Цикла Бытия или Махакальпа, т. е. полный оборот нашей особой цепи семи Глобусов или Сфер от начала до конца. «Малые Колеса» означают Круги, которых также Семь.
62
Абсолютное Совершенство, Паранирвана; по-тибетски Ионг-Дуп (yon>°s-grub).
63
См. Джунгарский, «Мани Камбум», Книга 100 000 наставлений; также «Буддизм», Васильева, стр. 327 и 357 и т. д.
64
Проще говоря: необходимо приобрести истинное Самосознание, чтоб понять Самврити или «начало обольщения». Парамартха есть синоним термина Свасамведана или «размышление, которое анализирует самое себя». Есть разница в толковании смысла Парамартха между последователями школ Иогачарья и Мадьямика, хотя ничто из них не объясняет настоящего, истинного смысла этого выражения.
65
В Индии это называется «Глазом Шивы», но за пределами великой горной Цепи, в Эзотерической фразеологии, оно известно как «Открытый Глаз Дангмы». Дангма означает очищенная душа, тот, кто стал Дживанмукту, высочайшим Адептом, или, вернее, Махатмою. Его «Открытый глаз» есть внутренний духовный глаз ясновидца; и способность, которая проявляется через него, не есть ясновидение, как оно обычно понимается, т. е. сила ви>´дения на расстоянии, но скорее способность духовной интуиции, через которую получается непосредственное и достоверное знание. Эта способность тесно связана с «Третьим Глазом», которым мифологические традиции наделяют некоторые человеческие расы.
66
Вишну Пурана, I, 21.
67
Тем не менее лицо, претендующее на авторитет, именно сэр Монье Уилльямс, проф. Санскрита (Boden endowment) в Оксфорде, только что отверг этот факт. Вот что он сообщил своей аудитории 4 июня 1883 г. в своем ежегодном докладе Институту Виктории в Великобритании: «Первоначально Буддизм высказался против всякого аскетизма отшельничества… для достижения высочайшей вершины Знания. Это учение не имело ни оккультной, ни эзотерической системы доктрины… скрытой от обыкновенных людей…» (!!) Далее… «Когда Готама Будда начал свою деятельность, то позднейшая и низшая форма Иоги, по-видимому, была малоизвестна». И затем, противореча себе, сведущий лектор сообщает своей аудитории: «…мы узнаем из Лалита-Вистара, что различные виды телесного истязания, самоизнурения и воздержания были обычными явлениями во дни Готамы». Но докладчик, кажется, совершенно не осведомлен, что этот вид истязания и самоизнурения и есть именно низшая форма Иоги, так называемая Хатха-Иога, которая была «малоизвестна» и, все же, так «обычна» во времена Готамы.
68
Утверждается даже, что все шесть Даршана, или Школ Философии, обнаруживают следы влияния Будды, будучи заимствованы или из Буддизма, или из учений Греции! (См. труды Вебера, Макса Мюллера и т. д.) Но мы вспоминаем, что Кольбрук, «высший авторитет» в подобных вопросах, давно решил этот вопрос, доказав, что «и в этом случае индусы были учителями, но не учениками».
69
Душа как основа всего, Anima Mundi.
70
Абсолютное Бытие и сознание, которое есть Абсолютное Не-Бытие и Бессознание.
71
Парамартхасатья есть само-сознание, Свасамведана, или самоанализирующее размышление. Парама, «превыше всего», и артха – понимание; сатья означает абсолютное, истинное бытие, или esse. По-тибетски Парамартхасатья есть Don-dam-pei-bden-pa. Противоположением этой абсолютной реальности, или действительности, является Самвритисатья – лишь относительная истина – Самврити, означает «лживое представление», зарождение Иллюзии, Майи. По-тибетски Kun-rdzob-bden-pa – Иллюзия, создающая видимость.
72
«Афоризмы Бодхисаттв».
73
Арьясанга был Адептом дохристианской эры и основателем буддийской эзотерической школы, хотя Ксома-де-Керез помещает его, по своим соображениям, в седьмой век после Р. Хр. Был еще другой Арьясанга, живший во время первых столетий нашей эры, и весьма вероятно, что венгерский ученый смешивает их.
74
Ваю Пурана.
75
Вишну Пурана, пр. Уильсона, I, 20.
76
Я подразумеваю здесь конечное самосознание. Ибо как может Абсолют достичь этого иначе, нежели просто как аспект, высшим из известных нам аспектов которого является человеческое сознание?
77
См. Schwegler. «Handbook of the History of Philosophy» – перев. Стерлинга, стр. 28.
78
Ваджрапани, или Ваджрадхара, означает Держатель Алмаза; по-тибетски Дордже-семпа. Семпа означает душу; ее качество адаманта относится к ее нерушимости в последующих мирах. Объяснение, касающееся Анупадака, данное в Кала-Чакре, в первом отделе Rgyud Канджура, наполовину эзотерично. Оно ввело в заблуждение многих востоковедов относительно Дхиани-Будд и их земных соответствий Мануши-Будд. На истинное значение их будет дан намек в следующем томе и еще полнее пояснено в надлежащем месте.
79
Цитируя Гегеля, который вместе с Шеллингом почти воспринял пантеистическое представление периодических Аватаров (особых воплощений Мирового-Духа в человеке, как это явно в случае всех великих религиозных реформаторов): «Сущность человека есть дух… и только освободившись от своего конечного состояния и отдавшись чистому самосознанию, может он достичь истины. Человек-Христос, как человек, в котором выявилось Единство Бого-человека (тождественность индивидуальности с космическим Сознанием, как это учат ведантисты и некоторые адвайтисты), явил своею смертью и историей вообще вечную историю Духа – историю, которую каждый человек должен совершить в себе самом, чтобы существовать, как Дух». «Philosophy of History», Sibree, англ. перев., стр. 340.
80
Коганическом, Дхиани-Буддическом.
81
Рупа.
82
Арупа.
83
«Матерь Богов», «Адити», или Космическое пространство. В Зохаре она именуется Сефира, Матерь Сефиротов, и Шекинах в ее предвечной форме, in abscondito.
84
Следовательно, Не-Бытие есть Абсолютное Бытие в Эзотерической философии. В догмах последней даже Ади-Будда (Первичная или Первозданная Мудрость) во время своего проявления является в одном смысле Иллюзией, Майей, ибо все боги, включая Браму, должны умереть при конце Века Брамы; Абстракция, называемая Парабраманом, назовем ли мы ее Эйн-Софом или, вместе с Гербертом Спенсером, Неизвестным – лишь она одна является Единою Абсолютною Реальностью. Единое Существование «Не имеющее Второго» есть Адвайта, все же остальное Майа, – так учит философия Адвайты.
85
Движение.
86
Вильсон, I, IV.
87
Матерь-Логос.
88
Термин не поэтический, но все же весьма изобразительный.
89
Gross, «The Heathen Religion», стр. 195.
90
«Precepts for Yoga».
91
Ведантист философии Висиштадвайты сказал бы, что, хотя и будучи единой независимой Реальностью, Парабраман неделим в своей Троице; что Он троичен – «Парабраман, Чит и Ачит», последние два – зависимые Реальности, не могущие существовать отдельно; или, яснее говоря, Парабраман есть Сущность – неизменная, вечная и непознаваемая – Чит (Атма) и Ачит (Анатма) и его свойства, как форма и цвет, являются свойствами каждого предмета. Оба они являются одеянием или телом, или, скорее, аспектом (шарира) Парабрамана. Но оккультист найдет много что сказать против этого утверждения, так же как и ведантист Адвайты.
92
Сыновей.
93
При издании рукописи Е.П. Бл., видимо, вкралась ошибка. Свабхавата является производным от Свабхава, а не от Субхава (?), как указано в тексте. Ясно, что имелась в виду свабхава, так как говорится о двух составных частях слова «свабхавата». По-китайски свабхава – цзы-син.
94
Одновременно.
95
Движется.
96
Периодический.
97
Уильсон, Вишну Пурана, I, 40.
98
Треугольник.
99
Четверица.
100
Хиранья-гарбха.
101
Три Ипостаси Брамы или Вишну, три Аваста.
102
Правильно, что число, но ни в коем случае не движение. В Оккультизме именно Движение порождает Логоса.
103
«Четырнадцать драгоценных предметов». Рассказ или аллегория, находимая в Шатапатха Брахмана и других трудах. Японская Сокровенная Наука буддийских мистиков Ямабуши имеет «семь драгоценных предметов». О них мы скажем в дальнейшем.
104
«Подлинный термин, означающий Понимание, есть Саттва, который Шанкара передает как Антакарана – «Утонченное, говорит он, жертвами и другими очищающими действиями». В Катха, на стр. 148, Саттва переводится им как означающее Буддхи – обычное употребление этого слова».(Бхагават-Гита и т. д., переведенная Кашинатх Тримбак Телангом; изданная Максом Мюллером, стр. 193). Какое бы значение ни приписывали различные школы этому термину, Саттва есть наименование, даваемое учениками Оккультизма, школы Арьясанги, двуначальной Монаде или Атма-Буддхи; и Атма-Буддхи на этом плане соответствует Парабраману и Мулапракрити на высшем плане.
105
Амрита.
106
Cory’s «Ancient Fragments», стр. 314.
107
О Розенкранце.
108
1, 2.
109
Еванг. от Иоанна, 1, 4.
110
Лану – ученик, Чела, изучающий практический Эзотеризм.
111
«Кого ты знаешь ныне, как Гуань-Ши-Инь». – Коммент.
112
Эка – Один; Чатур – Четыре, Три – Три и Сапта – Семь.
113
«Тридаша» или Тридцать; три, помноженное на десять, намек на численность Ведических Божеств, в круглых числах, или более точно 33 – сокровенное число. Они суть Двенадцать Адитьи, восемь Васу, Одиннадцать Рудр и Два Ашвина – сыны-близнецы Солнца и Неба. Это коренное число индусского Пантеона, который насчитывает 33 crores или триста тридцать миллионов богов и богинь.
114
Звезды.
115
Верхнее Пространство.
116
Элемент.
117
София – «Мудрость» гностиков, «Матерь» Огдоада (в некотором смысле Адити с ее восемью сынами) в древних системах является Святым Духом и Творцом всего сущего. «Отец» гораздо позднейшее измышление. Самый ранний проявленный Логос всюду был Женского начала – Матерью семи планетных сил.
118
См. «Chinese Buddhism» Иосифа Эдкинса, дающего всегда точные факты, хотя заключения его очень часто ошибочны.
119
Книга «Sarparajni».
120
Под термином «Бог-Отец» здесь, несомненно, подразумевается седьмой принцип в Человеке и Космосе. Этот принцип неотделим в своей Сущности и природе от Космического принципа. В одном смысле он Логос греков и Авалокитешвара эзотерических «буддистов».
121
Издание Фитцэдуарда Холла в «Bibliotheca Indica», стр. 16.
122
«Анугита», гл. XXVI, перев. К. Т. Теланга, стр. 333.
123
См. Mariette’s «Abydos», II, 63 и III, 413–414. № 1, 122.
124
Книга Дзиан, III.
125
Од есть чистый Свет, дающий жизнь или магнетический флюид. Об, посланник смерти, которым пользуются колдуны, есть губительный, вредоносный флюид. Аур – синтез обоих, Астральный Свет. Могут ли объяснить филологи, почему Од, термин, употребляемый Рейхенбахом для определения жизненного флюида, есть также тибетское слово, означающее свет, ясность, лучезарность? Также оно означает «небо» в оккультном значении. Откуда корень этого слова? Но Акаша, точно говоря, не есть эфир, но гораздо выше его, как это будет пояснено.
126
Это опять тождественно доктрине Фихте и германским пантеистам. Первый почитает Иисуса как великого Учителя, утверждавшего единство духа человека с Богом-Духом или Всемирным Принципом (доктрина Адвайты). В Западной Метафизике трудно найти какое-либо представление, которое не было бы уже предвосхищено Восточной Философией. От Канта до Герберта Спенсера все есть лишь более или менее искаженный отзвук Двайты, Адвайты и Ведантических Доктрин вообще.
127
Сравни Dowson’s «Dictionary of Hindi Mythology», стр. 57.
128
Дело не в том, каков будет род птицы – лебедь, гусь или пеликан, ибо это водяная птица, подобно Духу, носящаяся или движущаяся над водами и затем выявляющаяся из этих вод, чтобы дать рождение другим существам. Истинное значение символа восемнадцатой степени розенкрейцеров означает именно это, хотя позднее оно было опоэтизировано в материнское чувство пеликана, разрывающего грудь, чтобы накормить своею кровью своих семь птенцов.
129
Причина, почему Моисей запрещает употреблять в пищу пеликана и лебедя (Второзаконие, XIV, 16, 17), помещая обоих среди нечистых птиц, и разрешает «саранчу, жуков и стрекоз всякого рода» (Левит, XI, 22), чисто физиологическая и имеет отношение к мистической символике только в том, что слово «нечистое», так же как и всякое другое, не должно быть понято буквально, ибо оно эзотерично, как и все остальное, и может также означать «священный», как и обратное. Это очень показательное замаскирование в связи с некоторыми предрассудками – так, например, среди русского народа, который не употребляет в пищу голубей не потому, что они нечистые, а потому, что по Писанию Святой Дух явился в виде голубя.
130
Хаос.
131
Не средневековые алхимики, а Маги и Огнепоклонники, от которых розенкрейцеры или философы per ignm, наследники теургистов, заимствовали все их идеи об Огне как о мистическом божественном элементе.
132
«Разоблаченная Изида», I, 146.
133
Пара дает силу запредельную, извне.
134
Пуруша.
135
Пракрити.
136
1, 1. 7.
137
Ткань.
138
Огня.
139
Корень Материи.
140
Элементы с их соответствующими Силами или Разумами.
141
Ткань.
142
«Популярная астрономия», стр. 507–508.
143
«American Journal of Science», Июль, 1870.
144
Winchell. «World-Life», стр. 83–85.
145
Атомы.
146
Вселенная.
147
Предвечный Свет.
148
Это сказано ввиду факта, что пламя огня неистощимо и что огни всей Вселенной могли бы быть зажжены от одного мимолетного огня, без уменьшения его пламени.
149
Глава VIII, стр. 80, перев. Теланга.
150
«Второзаконие», IV, 24.
151
Послание к фессал, 1, 7–8.
152
Деяния Ап., II, 3.
153
Откровение, XIX, 11, 13.
154
Перев. Теланга, «Священные книги Востока», VIII, 278.
155
Дхиан-Коганы.
156
Не имеющие форм.
157
Имеющие Тела.
158
Питрисы.
159
Четыре, представленное в оккультном исчислении Тетрактисом, Священным или Совершенным Квадратом, есть Священное Число всех мистиков всех народов и рас. Оно имеет то же значение в Браманизме, Буддизме, в Каббале, в египетской, халдейской и других системах чисел.
160
В Каббале те же числа, т. е. 1065 есть значение Иеговы, ибо числовое значение трех букв, составляющих его имя – Jod, Vau и дважды Нё – соответствуют 10 (י) 6 (ל) и 5 (ה); или же трижды семь – 21. «Десять есть Матерь Души, ибо Жизнь и Свет в нем соединены», – говорит Гермес. «Ибо число 1 произошло от Духа, а число десять от Матери (Хаоса, Женского Начала). Единица создала десять, и десять Единство» («Книга Ключей»). Посредством Темура, анаграмматического метода Каббалы и знания 1065 (21), можно овладеть всемирною наукою о Космосе и его тайнах (Раввин Иогель). Числа 10, 6 и 5 считаются раввинами наиболее священными.
161
Американский каббалист открыл сейчас тождественное число для Элохима. Оно перешло к еврейству от халдеев. См. «Hedrew Metrology» в «The Masonic Review», Июль, 1885, McMillan Lodge N. 141.
162
То же выражение мы находим в Египте. Mout означает в одном смысле «Матерь» и указывает на характер, приписываемый ей, в Триаде этой страны. Она была одновременно матерью и женою Аммона. Одним из главных титулов бога был: «Муж своей Матери». Богиня Mout, или Mut, призывается как «Наша Владычица», «Царица Небес» и «Земли», разделяя эти титулы с другими богинями-матерями: Изидою, Хатор и т. д. (Масперо).
163
Искры.
164
Превращение Oeaohoo. Буквальное значение этого слова, среди восточных оккультистов Севера, есть спиральный ветер, вихрь, но в данном случае этот термин взят для определения беспрестанного и вечного Космического движения или, вернее, Силы, которая движет им; Сила, которая молчаливо принимается как Божество, но никогда не произносится. Это вечная Карана, вечно-действующая Причина.
165
1, 15. Анугита составляет часть Ашвамедха Парван в Махабхарате. Переводчик Бхагават-Гиты, изданной Максом Мюллером, рассматривает это как продолжение Бхагават-Гиты. Подлинник ее есть одна из древнейших Упанишад.
166
Это доказывает, что современные метафизики в придачу со всеми прошлыми и настоящими представителями ее, как Гегель, Берклей, Шопенгауэр, Гартманн, Герберт Спенсер, и даже современные гило-идеалисты не более нежели слабые копиисты седой древности.
167
Именно знание этого закона позволяет и помогает Архату совершать его Сиддхи, или разнообразные феномены, такие как дезинтеграция материи, перенесение предметов с одного места в другое и т. д.
168
Эти древние Комментарии присоединены к Станцам вместе с современными толкованиями, ибо Комментарии на своем языке символов обычно так же малодоступны пониманию, как и самые Станцы.
169
В полемическом научном труде «Современный Генезис» (стр. 48) священник W. B. Slaughter, критикуя астрономов, говорит: «Плачевно, что сторонники этой теории (небулы) не расширили свои рассуждения о начале вращения. Никто не удостоил дать нам разумную причину этого. Каким образом процесс охлаждения и сокращения массы сообщает ей вращательное движение?» (Приведено Уинчеллем в «World-Life», стр. 94). Конечно, нематериалистическая наука сможет когда-либо разрешить эту задачу. «Движение вечно в непроявленном и периодично в проявленном», говорит Оккультное Учение. «Когда тепло, вызванное сошествием Пламени в Предвечную Материю, заставляет двигаться ее частицы, то движение это становится вихрем». Капля жидкости принимает сферическую форму благодаря тому, что атомы ее вращаются вокруг себя, в их ультимативной, нерастворимой и нуменальной сущности; нерастворимой, во всяком случае, для физической науки. Этот вопрос обсужден полнее в дальнейшем.
170
х, неизвестное количество.
171
Что составляет Десять или совершенное число, прилагаемое к «Творцу», наименование, данное совокупности творцов, слитых монотеистами во Единого, так же как и «Элохим», Адам Кадмон или Сефира, Венец – все они являют андрогинный Синтез десяти Сефиротов, стоящих, как символ проявленной Вселенной, в популярной Каббале. Однако эзотерические каббалисты, следуя Восточным оккультистам, разделяют верхний треугольник Сефиротов (или Сефиру, Хокма и Бина) от остальных семи Сефиротов. Что же касается до Свабхават, то востоковеды объясняют этот термин как означающий всемирную пластическую материю, рассеянную в пространстве, намереваясь, может быть, отождествить ее с Эфиром науки. Но оккультисты отождествляют это с «Отцом-Матерью» на мистическом плане.
172
Арупа.
173
Бхаскара.
174
Беспредельный круг.
175
Субъективное, лишенное формы.
176
Это относится к Абстрактной Мысли и конкретному Гласу, или к их проявлению, следствию Причины. Адам Кадмон или Тетраграмматон есть Логос в Каббале. Потому эта триада соответствует в последней высочайшему Треугольнику – Кэтер, Хокма и Бина, последняя является мощью Женского Начала и в то же время Иеговою Мужского начала, как разделяющая природу Хокма или же Мужской Мудрости.
177
Тайная Доктрина учит, что Солнце есть центральная звезда, но не планета. И тем не менее древние знали и почитали семь великих богов, исключая Солнце и Землю. Кто был этот «Таинственный Бог», которого они выделяли так? Конечно, не Уран, только что открытый Гершелем в 1781 году; но не мог ли он быть известен под другим именем? – спрашивает Рагон. «Оккультные Науки открыли при помощи астрономических вычислений, что число планет должно быть семь и древние должны были ввести Солнце в скалу небесных гармоний и предоставить ему занимать незанятое место. Таким образом, каждый раз, что они замечали воздействие, не свойственное ни одной из шести планет, они приписывали его Солнцу… Ошибка кажется важной, но она не была таковой в практических следствиях, если астрологи заменяли Урана Солнцем, которое… есть центральная Звезда относительной неподвижности и вращающаяся лишь вокруг своей оси, и регулирующая время и измерение, и которая не может быть отстранена от ее истинных функций. («Maçonnerie Occulte», стр. 447). Наименование дней недели также неверно – «Воскресенье (Sunday) должно было бы быть Днем Урана (Urani dies)», – добавляет ученый писатель.
178
Планетная система.
179
«Солнце вращается вокруг своей оси в том же направлении, что и планеты в своих соответствующих орбитах», так учат нас астрономы.
180
См. «Анугита», перев. Теланга, X, 9; и «Айтарейя Брахмана», Гауг, стр. 1.
181
Оккультная Наука говорит, что субстанция кометной материи совершенно отлична от какого-либо химического или физического свойства, известного науке. Она однородна в ее первичном аспекте за пределами Солнечных Систем и совершенно дифференцируется после того, как она переступает пределы нашей земной сферы; будучи измененной атмосферами планет и уже сложною материей между-планетного вещества; она разнородна лишь в нашем проявленном мире.
182
Манас – Принцип Разума, или Человеческая Душа.
183
Буддхи – Божественная Душа.
184
См. «Correlation of Physical Forces», – 1843, стр. 81; и «Address to the British Association», – 1866.
185
Те же мысли встречаются в «The Fuel of the Sun» – W. Mattieu Williaim, также в «On the Conservation of Solar Energy» (Nature, XXV, 440–444. Март, 9, 1882 г.) д-ра С. William Siemens; и в «Обращении» д-ра Р. Мартин Дункан, Президента Геологического Общества в Лондоне, Май, 1877 г. См. также «World-Life» Alexander Winchell L. L. D., стр. 53 – et seq.
186
Когда мы говорим о Нептуне, то не как оккультисты, но как европейцы. Истинный восточный оккультист будет утверждать, что хотя есть еще много неоткрытых планет в нашей системе, но Нептун в действительности не принадлежит к ней, несмотря на его видимую связь с нашим Солнцем и воздействие последнего на него. Эта связь иллюзорна, воображаема, говорят они.
187
Слово, Глас и Дух.
188
Четверо «Бессмертных», упомянутые в Атхарве Веде как «Блюстители» или Охранители Четырех сторон Неба. (См. гл. 1, XXVI, 1–4 et seq.)
189
«Conflict between Religion and Science», стр. 132–133.
190
«Principles of Science», II, 455.
191
«Les Mysteres de l’Horoscope», Ely Star, стр. XI.
192
Псалтырь, с. IV, 4.
193
Нельзя терять из виду разницу между Строителями, Планетными Духами и Липиками. (См. 5 и 6-й стихи этих Комментариев.)
194
То есть он находится под влиянием их направляющей мысли.
195
Космические туманы.
196
Мир в образовании.
197
Атомы.
198
См. «Эзотерический Буддизм» А. П. Синнетта, 5-е изд. с примечаниями, стр. 171–172.
199
Первый и величайший реформатор Тибета, основавший секту Гелугпа – «Желтые Шапки». Он родился в 1355 г. после Р. Хр. в области Амдо и был Аватаром Амитабы, небесное имя Готамы Будды. (Прим. перевод. Цон-к’а-па родился в 1357 г. по Р. Хр., умер в 1419 г. Он считается воплощением Бодхисаттвы Манджушри.)
200
Прим. перев. Не в Китае, а в Японии.
201
Т. Субба Роу как бы отождествляет и называет его Логосом (см. Лекции о Бхагават-Гите в «Theosophist’e», т. IX).
202
Гельмгольц, Лекция о Фарадее, 1881.
203
Всем известно, что песок, рассыпанный на вибрирующей металлической пластинке, принимает очертания определенных фигур различного вида. Может ли наука дать исчерпывающее объяснение этому факту?
204
См. «The Masonic Cyclopoedia» – Маккензи; и «The Pythagorean Triangle» – («Треугольник Пифагора») – Oliwer’a.
205
Ормазд есть Логос «Первородный», также Солнце.
206
«Contra Apionm libri», 1, 25.
207
См. «Разоблаченную Изиду», т. II, 430–438.
208
См. «Hindu Classical Dictionary» – Dowson.
209
Минеральные Атомы.
210
Газообразные Облака.
211
См. Kabbalah Denudata, «De Anima», стр. 113.
212
Доктрина о вращении Земли вокруг своей оси преподавалась пифагорейцем Гисетом, кажется, за пять веков до Р. Хр. Также она утверждалась его учеником Экфантом и Гераклитом, учеником Платона. Неподвижность Солнца и орбитальное вращение Земли были указаны Аристархом Самосским в 281 г. до Р. Хр., как предположения, отвечающие фактам наблюдения. Гелиоцентрическая теория была также утверждена около 150 г. до Р. Хр. Селевком из Селевкии на Тигре. (Она преподавалась за 500 лет до Р. Хр. Пифагором. – Е. П. Б.) Также указывается, что Архимед в своем труде «Psammites» вводил Гелиоцентрическую теорию. Сфероидальность Земли определенно утверждалась Аристотелем, который приводил в доказательство этого форму тени Земли на Луне во время затмений (Aristoteles, De Coelo, lib. II, cap. XIV). Та же мысль защищалась Плинием (Nat. Hist., II, 65). Эти воззрения были как бы утеряны для знания более нежели на тысячу лет… (Winchell, «World-Life», 551–552).
213
О Вихревых Атомах.
214
Ор. cit. 567.
215
Сокращенная выдержка из «Principia Rerum Naturalium».
216
Липики.
217
То есть: Первый теперь является Вторым Миром.
218
Вселенная Мысли, лишенная формы.
219
Мир Теней Первичных Форм, или Умственный.
220
В Риг-Веде мы находим имена Браманаспати и Брихаспати чередующимися и эквивалентными друг другу. Также см. Брихадараньяка Упанишада: Брихаспати есть Божество, называемое Отцом Богов.
221
«Logic», II, 125.
222
Сделал уже первые три.
223
Воинства.
224
Четыре Аспекта суть тело, его жизнь или жизнеспособность, и «двойник» тела – триада, исчезающая со смертью личности, – и Кама-Рупа, разлагающаяся в Кама-Лока.
225
«On Amos», IV.
226
«Theol. Cir.», I, VII.
227
См. «Окультный Мир», стр. 89, 90.
228
Так, фраза: «Natura Elementorum obtinet revelationem Dei» (Clemens, Stromata, IV, 6) приложима как к тем, так и к другим или же ни к кому. Справься в «Zends», II, 228, и «De Iside» Плутарха, в сравнении Лайарда в «Académie des Inscriptions», 1854, vol. XV.
229
Исход, XXVI, XXVII.
230
«Antiquitates», I, VIII, гл. XXII.
231
«Chinese Buddhism», стр. 216.
232
«Человек заменяет здесь «Дракона». Сравни Духов офитов. Ангелы, признанные Римско-католическою церковью и соответствующие этим «Лицам», у офитов именовались: Дракон – Рафаил; Лев – Михаил; Бык – Уриэль; и Орел – Гавриил. Эти Четверо сотрудничают с Четырьмя Евангелистами и, следовательно, предсуществовали Евангелиям.
233
Иезекиил, I.
234
Евреи, за исключением каббалистов, не имея наименований для Востока, Запада, Юга и Севера, выражали это представление словами: впереди, позади, направо и налево, и очень часто смешивали термины экзотерически, делая, таким образом, сокрытия в Библии еще более трудными для толкования. Добавьте к этому еще факт, что из сорока семи переводчиков Библии времени короля Якова лишь трое понимали еврейский язык, и из них двое умерли прежде, нежели был переведен Псалтырь («Royal Masonic Cyclopaedia»); легко представить себе, насколько можно положиться на английский перевод Библии. В этом труде мы следуем римско-католическому толкованию.
235
Вертикальная линия или цифра 1.
236
Круг.
237
Также для тех, кто, и т. д.
238
Мир, лишенный Форм, и Мир Форм.
239
«Theosophist», Февр., 1877, стр. 303.
240
Эти добровольные воплощения называются в нашей Доктрине Нирманакая – переживающие духовные принципы человека.
241
Сукшма Шарира – иллюзорное тело, как бы «тело сновидений», в которое облачены низшие Дхиани небесной Иерархии.
242
Сравни это эзотерическое положение с доктриной гностиков, находимой в «Pistis-Sophia» (Знание-Мудрость), в трактате которой Софиа (Ашамот) представлена как потерявшаяся в водах Хаоса (Материи) на ее пути к Высочайшему Свету; и Христос, освобождающий и помогающий ей на праведном Пути. Заметьте, что «Христос» у гностиков означал Безличный принцип, Атмана Вселенной и Атму каждой человеческой души, но не Иисуса. Хотя в старых коптских манускриптах в Британском музее «Христос» заменен «Иисусом» и другими терминами.
243
Catechism of the Visishtahadvaita Philosophy – N. Bhâshyacharya, члена Теос. Общ., недавно умершего пандита Библиотеки Адиара.
244
«Träume eines Geistersehers», приведенные С. С. Massey в его предисловии к «Spiritismum» фон Гартманна.
245
Книга Мертвых, Поль Пьерре, гл. XVII, стр. 61.
246
См. также другие данные по поводу этого особого выражения – День «Приди к Нам»; напр. «Погребальные Обряды Египтян», соч. виконта де Руже.
247
Хаос.
248
Наша Вселенная.
249
«The Theosophist», Февр., 1887, стр. 305.
250
Ор. cit., стр. 306.
251
Называют Мадхья то, начало и конец чего неизвестны; «Пара» же означает «бесконечный». Все эти выражения относятся к Бесконечности и к делению времени.
252
Ор. cit., стр. 307.
253
От санскритского Лайа, точка материи, где всякая дифференциация прекратилась.
254
«Пять лет Теософии», статья «Личный и Безличный Бог», стр. 200.
255
Элементы (стихии).
256
Дробь.
257
Presidential Address before the Royal Society of Chemists, Март, 1888.
258
Стр. 242.
259
Миры.
260
Период в 311 040 000 000 000 лет по Браманическим исчислениям.
261
См. «The Scientific Arena», ежемесячник, посвященный текущим философским учениям и их влияниям на религиозную мысль нашего века, за Июль, Август и Сентябрь, 1886, Нью-Йорк, издатель А. Уильфорд Холл, д-р философии.
262
Это именно и есть, кажется нам, наименование, примененное J. W. Keely из Филадельфии, к тому, что он также называл «Эфирными Центрами». Он был изобретателем знаменитого «двигателя», долженствовавшего, как надеялись его поклонники, революционировать двигательные силы мира.
263
Луна мертва только что касается ее внутренних принципов, т. е. психически и духовно, как бы нелепо ни казалось это утверждение. Физически она как бы полупарализованное тело. Оккультисты правильно определяют ее как «Матерь Безумная», Великий Небесный Лунатик.
264
Тем не менее Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и утверждают, что человечество (уже разделенное на два поля) существовало в этом Круге именно 18 618 727 лет, как это отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских календарях.
265
Комментарии на Станцы перенесены на страницу 172.
266
«Esoteric Buddhism» и «Man: Fragments of Forgotten History».
267
В Сокровенных Книгах перечислено гораздо больше планет, нежели в современных астрономических трудах.
268
Стр. 48.
269
См. «Esoteric Buddhish» – «The Constitution of Man», and the «Planetary Chain».
270
Winchell, «World-Life».
271
Стр. 113. (Пятое издание).
272
Стр. 185–186.
273
Коша означает буквально «оболочка». Оболочка каждого принципа.
274
Жизнь.
275
Астральное тело, или Линга Шарира.
276
Стхула Упадхи, или основа принципа.
277
Буддхи.
278
См. Диаграмму II.
279
Выдержки из Писем Учителя на разные темы.
280
В этом труде мы лишь мимоходом затрагиваем другие небесные тела.
281
«Esoteric Buddhism», стр. 136.