Тайна старого замка - стр. 20
Наташа протянула подруге альбом, присела рядом с ней на ручку кресла. Ксюша деловито полистала толстый фолиант, нашла нужную страницу.
– Неизвестный художник, – прочитала она. – Если он неизвестный, значит, и не особенно талантливый?
– Вовсе нет! Просто не всегда удается установить автора, особенно раннего, когда работы часто даже не подписывали. Некоторые считают автором этого портрета Доменико Венециано[3], другие – Паоло Уччелло[4]. Я тоже думаю, что автор – именно Уччелло. Он и реалист, но и не против некоторой сказочности и декоративности, понимаешь? На этом портрете все так и выглядит правдиво и в то же время слегка приукрашено. Заметила? Во времена Раннего Ренессанса большинство художников работали все-таки по-другому. Здесь пространства вроде как еще и нет, но все вполне телесно, реально и даже не без эмоций. Видишь, легкий румянец, игру светотени? В Италии того времени так еще никто не писал, лицо обычно изображали одним цветом. А какой четкий профиль, твердый взгляд, гордо поднятый подбородок. Сразу ясно, что характер у этой дамы ух какой решительный! При этом не такая она простая, вон как загадочно смотрит на кого-то, кого мы с тобой на картине не видим, а художник подразумевает. Тогда, кстати, чаще были распространены парные портреты, а тут второго персонажа вроде и нет, но он в то же время и присутствует…
– А вот, взгляни на соседний портрет, – тонкий Ксюшин пальчик скользнул на соседнюю страницу. – Это, похоже, пара. И работа того же мастера, Уччелло. И связь изображений, по-моему, явно ощущается. Если это так, то мужской портрет, несомненно, – Косса.
– Видишь ли, в парном портрете должны совпадать размеры, а тут этого нет. Даже материалы разные – холст и дерево. И смотреть они должны друг на друга. Хотя… Вполне допускаю, что так и было задумано, но что-то помешало.
– Но тут говорится, что портреты написаны в 1430–1435 годах, а Коссы уже не было в живых, я только что прочитала: умер в тысяча четыреста девятнадцатом. Значит, не он, – разочарованно вздохнула Ксюша.
– Скорее всего, это посмертные портреты, – ободрила ее Наталья. – У итальянцев такое часто бывало. То есть эти портреты, возможно, восходят к каким-то более ранним изображениям. Вот почему так вышло, что размеры, материалы и даже разворот не совпадают. Оба портрета могли входить в более обширную фамильную галерею, которая, возможно, состояла из портретов нескольких поколений рода Косса.
– Но у Коссы не было наследников, он же давал обет безбрачия!
– Ой, знаешь, делать детей обеты не особо мешали, – усмехнулась Наталья. – На самом деле, времена тогда были очень даже раскрепощенные. И вот, читай, – она ткнула в монитор: – «Има с детьми…»