Татары на Волге - стр. 3
Любопытная гипотеза!
Но зачем пользоваться сомнительными гипотезами, когда есть прямое указание на смысл и значение слов "монгол" и "татар". Причем, в самих Тюрко-Татарских источниках! А именно в "Родословной Татар", написанной потомком Чынгызхана в XVII веке на Тюрко-Татарском языке (примерно в 1660-е годы был завершен сей уникальный труд). Только нужно пользоваться, как уже было сказано выше, чудом сохранившемся изданием 1770 года под редакцией Миллера и его соратника-переводчика Тредиаковского (в инете можно найти). Более поздние издания подвержены значительным искажениям. Тот, кто осилит этот капитальный, многотомный труд будет разбираться в хитросплетениях запутанной Татарской истории лучше любого профессора.
Обратимся вновь к "Родословной татар" Абул Гази. Не только он, но и все остальные тюркские авторы ведут свои рода от Коранического и Библейского Яфеса (Яфета, Яфиса). Но хивинский хан рассматривает их более подробно и упоминает о двух знатных родах, происходящих от Татар-хана и Мунг-хана. Кровных братьев, между прочим. Между ними и их потомками велись беспрерывные войны (время тогда было такое: вечно друг с другом воевали, а пуще всего с родными братьями).
Война эта велась с переменным успехом, то Татары брали верх, то Мунгалы, именно так называет их Абул Гази ( мунгалы, а не монголы – от хана Мунга (Мунгла). Переводится «мунг», как "печальный хан" (этот хан, по свидетельству Абу Гази, действительно часто пребывал в невеселом расположении духа). Кстати, в Татарском языке слово "моң" до сих пор используется для обозначение мелодичной, печальной музыки.
А когда потомки Татар-хана и Мунг-хана объединялись в Татаро-Мунгал – это была грозная, непобедимая сила. Но история сохранила в основном лишь упоминания об их вражде. К примеру, широко тиражируется байка о том, как Чынгызхан (он был из рода Мунга) поголовно истребил почти всех Татар. На самом деле многие полководцы в войске Чынгызхана были из числа Татар и его жёны тоже были Татарки. Более того, Абул Гази, в конечном счете, и самого Чынгызхана относит к Татарам, как к более широкому понятию, чем Мунгалы.
Чтобы эти заявления не выглядели голословными, приведем конспективные выдержки из первоисточника, а именно из "Родословной Татар" Абул Гази. Но пользоваться будем текстом книги Хусаина Амирхана – он более удобен для чтения, хотя содержание то же. Казанский имам просто пересказывает сведения, полученные им из книги хивинского хана. Первая глава "Булгарских хроник" так и называется "Рассказ о Мухаммад-хане и Абу-л-Гази Бахадир-хане Хорезми". В некоторых местах Хусаин Амирхан вставляет свои замечания, эти места будут оговорены.