Тарас Бульба. Повести из цикла «Миргород» - стр. 6
Роман ушел в печать, преодолев многочисленные цензорские препоны. Он, как и «Ревизор», вызвал неоднозначные оценки. Кто-то восхищался, кто-то называл автора «врагом России, которого нужно сослать в Сибирь».
Сам Гоголь в это время начинает страдать от постоянных затяжных депрессий, и в 1842 году снова уезжает за границу. Там работает над вторым томом «Мертвых душ».
Но некоторое время спустя Гоголь рукопись сжег.
Лишь в 1849 году Николай Васильевич вернулся в Россию на совсем. По памяти восстановил весь текст второго тома своего романа. Но это далось ему с трудом, так как на писателя снова и снова наваливались приступы нечеловеческой тоски, когда он ничего не мог делать и жить ему совершенно не хотелось. С января 1852 года принялся рьяно соблюдать все церковные посты и совершенно отказался от еды. Это привело к еще более серьезным проблемам со здоровьем. В ночь с 11 на 12 февраля он сжег несколько своих рукописей, втом числе и второй том «Мертвыхдуш».
И последующие дни до самой смерти, которая наступила 21 февраля 1852 года, он не только не выходил из дома, но и практически не вставал с постели.
Сотканный из противоречий, Николай Васильевич Гоголь поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Он был труднопостижимым человеком.
Например, спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Много ходил по дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. В течение всей жизни жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.
Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем. По этой причине никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10–12 часов вдень.
Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, толи от рака, толи от душевной болезни.
Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.
Самая распространенная версия – летаргический сон. Слух о якобы страшной смерти писателя, похороненного заживо, оказался настолько живучим, что до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже увековечил это предположение в своем стихотворении «Похороны Гоголя Николая Васильевича»: