Тамплиеры. История ордена рыцарей-храмовников - стр. 5
После завоевания Иерусалима мусульманами Храм превратили в мечеть Джаме Аль-Акса. Ее и Купол Скалы обнесли высокой каменной стеной, проходившей по краю вершины горы Мориа.
После того как Священный город вновь был взят крестоносцами, мечеть Джаме Аль-Акса с окружающими ее постройками стала собственностью королей Иерусалима. Вильгельм Тирский называет ее «дворцом», или «королевским домом к югу от Храма Господня, ошибочно именуемым Храмом Соломона». Этот храмовый комплекс на горе Мориа стал первой резиденцией тамплиеров – бедных рыцарей Иисуса Христа, не имевших до того времени пристанища[7].
Гуго де Пейн
Жак де Витри, епископ Акры, дает интересное описание святых мест, в том числе и Храма тамплиеров: «В Иерусалиме помимо прочего имеется и другой храм огромной величины и вместительности, именно в его честь и получило имя братство рыцарей Храма – тамплиеров, которые почитают свой храм за Храм Соломона, вероятно, чтобы отличить его от описанного выше Храма Господня»[8]. В своей «Восточной (Иерусалимской) истории» историк уточняет: «в Храме Господнем имеется настоятель и постоянный клир; и да будет известно, что, первый – это Храм Господень, а второй – Храм рыцарского ордена. В первом – священнослужители, во втором – рыцари»[9].
Служители Храма Господня предоставили в распоряжение бедных рыцарей Иисуса Христа большой двор между храмами. Король, патриарх и священнослужители Иерусалима, а также знать Латинского королевства пожаловали им множество даров и земельные наделы для поддержания финансовой независимости братства[10].
После того как орден обзавелся постоянным местом, рыцари решили расширить сферу своей деятельности. Отныне они стали не только сопровождать паломников от морского побережья до Иерусалима[11], но и бороться с воинственными иноверцами, восстановившими былую мощь и снова и снова нападавшими на Святую землю.
Воины Храма приняли решение в дополнение к защите паломников взять на себя защиту христиан Иерусалимского королевства, Восточной церкви и всех святых мест. Защита Святой земли стала их профессией.
Самыми уважаемыми членами братства были Гуго де Пейн, граф Шампани, и Годфруа де Сент-Омер – храбрые воины Креста, с честью и славой защищавшие Иерусалим. Рыцари избрали Гуго де Пейна магистром Храма. Именно поэтому его принято считать основателем ордена.
Слава о рыцарях-тамплиерах быстро распространилась по всей Европе, и многие знатные паломники с запада пожелали стать членами святого братства. Среди них был Фульк, граф Анжуйский – супруг и соправитель королевы Мелисенды Иерусалимской, в 1120 году вступивший в общество как мирской (женатый) брат. Ежегодно он жертвовал в пользу братства тридцать фунтов серебра. Балдуин II дю Бур, король Иерусалима, предвидя, что усиление мощи ордена и увеличение числа праведных братьев обещает Латинскому королевству большие преимущества, поддерживал орден и прославлял рыцарей во всем христианском мире, подогревая таким образом религиозный энтузиазм Европы и привлекая лучшие силы Запада для поддержания своего христианского королевства в Святой земле.