Размер шрифта
-
+

Талисманы и амулеты - стр. 94

Очень верно и тонко это свойство растительности возрождать и обновлять человеческую душу описал замечательный поэт Осип Мандельштам, глубоко понимающий и любящий природу:

Я к губам подношу эту зелень —
Эту клейкую клятву листов —
Эту клятвопреступную землю:
Мать подснежников, кленов, дубов.
Погляди, как я крепну и слепну.
Подчиняясь смиренным корням,
И не слишком ли великолепно
От гремучего парка глазам?

Подобное ощущение может вызвать любое дерево, кустарник или цветок. Кажется, что сама природа говорит с вами в лице плакучих ив, гордых и ласковых березок, скромных и нежных фиалок, игривых ландышей, загадочно-манящих маков, утешает и питает жизненной силой.

Вовсе не безосновательно психологи советуют чаще бывать в лесу, приобщать детей к природе с малолетства. Ребенка следует подводить к березке, липе или дубу, давать ему возможность постоять возле дерева, почувствовать его душу, осознать, что оно живое. Дерево же словно ощутив свою ответственность за маленького человечка питает его своей мощной энергетикой.

В далекой древности люди чувствовали эту целительную силу растений интуитивно. Не стараясь ее объяснить, они одухотворяли растительный мир, наделяли его божественной силой. Так, считалось, что в каждом цветке или дереве живет свой дух, который умирает, когда погибает растение. В Античности подобных существ называли дриадами и наядами. Цветы же всегда ассоциировались с эльфами и феями и, как считалось, являлись излюбленным местом отдыха этих волшебных существ. Отголоски подобных мифологических поверий нашли свое отражение в сказках всех народов. Например, для крошечного эльфа Ариэля из поздней драмы английского драматурга У. Шекспира «Буря», отличающейся элементами фантастики, уютной колыбелью служил колокольчик. А эльфы и феи другой знаменитой сказочной феерии «Сон в летнюю ночь» этого же великого драматурга и поэта использовали буквицу в качестве чаши, из которой они пили чудесный цветочный нектар.

Кстати, сам этот необыкновенный напиток по древним поверьям обладал удивительными свойствами. Он считался напитком богов, дарящим им бессмертие. Во времена, когда медицина была еще недостаточно развита, основным лекарством являлись травы, цветы, листья, кора деревьев. Целебные свойства растений считались мистическими признаками их принадлежности к миру высших сил и также являлись причиной поклонения перед отдельными представителями царства флоры.

Во все века люди пытались отыскать панацею, представлявшуюся им в образе цветка или травы. У некоторых народов таким растением считался женьшень, у других – папоротник. Мотив поиска подобного растения, в ходе которого герой обычно сталкивается с тяжелыми испытаниями, и его нахождения характерен для многих народных сказаний и легенд.

Страница 94