Талисманы и амулеты - стр. 101
Символикой растений, описанием талисманов очень часто пользуются поэты и писатели, чтобы живописать традиции, обряды, обычаи тех или иных народов.
Например, в свой роман «Жар-птица» писатель-фантаст Александр Амфитеатров вкрапляет легенды о растениях, основанные на народных поверьях. Одна из них повествует о папоротнике и его чудесных свойствах.
«В стране диких монголов, где берут свое начало пять рек, изливающихся в Индийское море, растет папоротник, называемый Огненный Цвет, добываемый туземцами с великими трудностями, потому что гнездится он в глубине диких ущелий, между снежными горами, на неприступных топях и трясинах.
Цвет этот имеет великую и чудесную силу. Кто владеет им, видит все золото в жилах и россыпях под землей.
Огненный Цвет, указуя владельцу своему глубочайшие золотые месторождения, открывает ему не только возможность обогатиться больше всех земных владык, но и найти великую тайну победы над смертью. Владея Огненным Цветом, легко достать из земли жизненные волокна, и тогда человеку тому не страшны угрозы смерти: он будет жив, пока сам не пожелает избавиться от тягостей земного бытия. Он может воскрешать мертвых, соединять в существа телесные атомы и элементы, рассеянные в воздушных пространствах, вызывать чувство и голос в бездушных предметах».
Магическое свойство папоротника указывать местонахождение клада упоминает в своей знаменитой повести «Вечер накануне Ивана Купала» и великий русский писатель Н. В. Гоголь. Петро, отправившийся за заветным цветком, полон сомнений относительно волшебных свойств этого обыкновенного на его взгляд, растения – ведь столько раз он видел этот невзрачный цветок! Однако, увидев в полнолуние, как распускается папоротник, Петро начинает верить в его необычные свойства: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя».
Папоротник, сорванный героем в ночь, когда по народным поверьям происходят всякого рода чудеса, действительно помогает ему найти клад: «Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. «Бросай!» – сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и – что за чудо? – цветок не упал прямо, но долго качался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. «Здесь!» – глухо прохрипела старуха, а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: «Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось». Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз… что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать окованный железом сундук».