Талантливым родителям талантливых скрипачей - стр. 2
Именно на родителей возлагается огромная ответственность за развитие природных данных ребенка.
«Твое – только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить», – говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и уже из-за этого запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь».1
Важными условиями для успешного обучения игре на инструменте является наличие… нет, не только хорошего слуха и ярких музыкальных данных – необходимо желание самого ребенка, ваша горячая вера в его способности и готовность поддерживать его и в минуты неудач, и в победах.
Желание ребенка… Может ли ребенок хотеть играть на каком-либо музыкальном инструменте, ни разу до этого не видя и не слыша его? Возможно ли услышать от маленького ребенка, который никогда не видел скрипку, просьбу: «Мамочка, я решил стать скрипачом!» Конечно, же, нет.
Стремление играть на инструменте может возникнуть лишь у того ребенка, который услышал звучание инструмента. Но так как он сам не может пойти на концерт или в школу, первоначальный импульс к знакомству с музыкой он получает от своих родителей. Маленький человек слышит чарующие звуки скрипки и видит реакцию мамы или папы – им тоже нравится!
Как писал великий скрипач и педагог скрипки Леопольд Ауэр, «родители или те, кому поручено первоначальное воспитание ребенка, слишком часто упускают из виду всю серьезность положения, когда они с легким сердцем выбирают для своего питомца музыкальную карьеру и инструмент, долженствующий принести ему славу и богатство (при наличии небольших или скудных средств обычно, как правило, предпочитают скрипку, потому что ее покупка обходится дешево). Ореол великих артистов настоящего и прошлого времени подстрекает их честолюбие, и, отказываясь последовать совету лиц, знающих по опыту о случайностях подобного предприятия, они решительно склоняются к излюбленной и всецело овладевшей ими идее».
Итак, вы все же продолжаете настаивать и решительно определились с выбором инструмента?
Говорят, что над кроваткой маленького Лени Когана висела скрипка его отца-фотографа. «Его кроватка стояла у стены, на которой висела скрипка. На ней никто не играл, она просто висела как украшение, наверное. И он очень рано ее приметил из кроватки – ему еще года не было. И действительно не ложился спать, пока ему не клали скрипку, он там перебирал струны, и это его очень утешало», – рассказывает Нина Коган – дочь Леонида Когана, знаменитого скрипача.
Похожим способом привлечения ребенка к игре на скрипке пользовался и Столярский, знаменитый педагог, воспитавший плеяду известных скрипачей и создавший знаменитую музыкальную школу в Одессе. Он предлагал маленькому ребенку поиграть в многочисленные игрушки, лишь изредка подводя ребенка к скрипке. И вот когда желание ребенка взять в руки именно скрипку, а не что-то другое, достигало наивысшей точки, он ненадолго позволял ему прикоснуться к инструменту, одновременно незаметно помогая малышу взять его правильно. Малыш был счастлив – он добился своего! Но скрипка тут же отбиралась и приходилось ждать следующего урока. Так повторялось несколько раз подряд, пока будущему виртуозу ни вручалась миниатюрная скрипочка с маленьким заданием для выполнения дома. И ребенок, счастливый и гордый, шел по одесским улицам, глядя в глаза прохожим – все ли видят, что ему вручили скрипку и он теперь скрипач?