«…Так исчезают заблуждения». Том III - стр. 2
Глава «И долго буду тем любезен я…»
В его поэзии было много букв, но еще больше смысла. Только самая суть. Выстроенная так, чтобы Читатель сам загорелся изучить и воспринять то, что нужно именно Ему. Подробности, детали, сюжеты. Соборность и державность. Эпохи и нравы гигантского легендарного Отечества. Светскость и яркость быта.
Пышность барокко и невероятный реализм. Святость, простота и объемность Державы.
Модель служивого общества с характерной иерархией социальных слоев:
«Властью, которую он применяет (Василий III- авт.) по отношению к своим поданным, он легко превосходит всех монархов всего мира» —
Герберштейн С. Записки о московитских делах
Сочинял вибрирующими словами и звуками. Они словно плыли в высоте, в поднебесье. При этом поэт почти не делает различий между фоном и героями. Все соткано как бы из единой материи.
Пушкин не просто показал атмосферу и лиц. А то, что видят те, кого он описывает!
А видят они это нашими глазами. Ведь мы все едины в потоке времени.
Оттуда, из инобытия, льётся в стихах яркий свет. Там наш мир продолжается.
Два мира: тот, что в поэтической ноте, и наш мир, реальный, повседневный соединены происходящим в поэтике. Как в «Менинах» Веласкеса. Творение Пушкина- это портал между двумя мирами, нескончаемый проход нашей души по безмерной Лете.
Так поэт изумительно соединяет наш мир со своим.
Закольцевал эпоху и время.
Петля времени – это что – то невообразимое! Она отталкивает и притягивает.
Именно так будут писать 50 лет спустя Тютчев, Фет, а затем и Блок и поэты «серебреного века».
Мы теперь понимаем, почему поэты в XIX веке так боготворили ЕГО. Они только начинали, а Пушкин уже давно все сделал…
Еще при жизни поэта развернулась ожесточенная схватка цензуры и литературы. Последнее победило. Пушкин Но это была НЕ абсолютная победа. Эта битва сказалась на судьбе и поэта и его произведений. Он вышел из нее не не паяцем и не жонглером. Он был лук, он не был розой.
Это Зевс и Юпитер. Это классика. Это великий мастер. Это священное искусство.
А представьте, как много людей во времена Пушкина жаждали его поэзию изменить и …даже уничтожить:
«Страшный суд» Микеланджело должен украшать не Сикстинскую капеллу, а общественную баню!»
Такова была реакция церемониймейстера Папы Римского, Бьяджо да Чезена, современника Микеланджело.
И порывы Бенкендорфа, современника Пушкина, главы жандармерии, близкие к приведенному историческому примеру разделяло немало влиятельных персон.
Потому что Пушкин сочинял невероятно мастерски. За пределами мирских состояний и понимания. А ещё он очень хотел, чтобы его поэзия шла в массы, пришел век массовой культуры. Чтобы сменить век элитаризма – «культура только для избранных», для тех, кто владеет властью и деньгами – на век эгалитаризма, равенства в доступе.