Таинство Причастия. Для тех, кто хочет быть с Богом - стр. 4
(1 Кор. 11: 26). Но, конечно, это приобщение не только к страданиям Христа, но, главное, к Его Воскресению.
У ап. Луки и Павла установительные слова Христа содержат заповедь: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 24—25). Эту заповедь христианская церковь свято соблюдает, причащаясь святых Христовых Таин за каждой Литургией.
По свидетельству Книги Деяний, первые христиане постоянно пребывали в… преломлении хлеба (Деян. 2: 42). Так в первые годы христианства называлось Таинство Евхаристии, и сегодня в чинопоследовании Литургии одним из ключевых ее моментов является преломление Святых Даров, Тела Христва. Это происходит в момент, когда священнослужитель произносит: «Святая святым». Первоначально Таинство было одновременно и общинной трапезой, вершиной и сердцевиной которой была молитва к Богу об освящении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, но постепенно, по мере увеличения церковных общин, сакраментальная трапеза переросла в отдельное богослужение, центром которого также оставалась та древняя апостольская молитва, совершаемая предстоятелем (апостолом, епископом или – по распоряжению епископа – пресвитером (священником)). Так, уже во II веке святой Иустин Философ описывает причащение новокрещеного человека: «После того, как омоется таким образом уверовавший (т. е. после Крещения), мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном… И диаконы дают каждому из присутствующих приобщиться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина с водой, и относят к тем, которые отсутствуют. Пища эта называется у нас Евхаристией (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов… По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братий приносится хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Святого Духа хвалу Отцу всего и подобно совершает благодарение… Весь присутствующий народ отвечает: “Аминь”».
До IV века христианские общины в разных городах и регионах имели отличающийся друг от друга чин и порядок служения Литургии, объединяла их та самая апостольская основа – молитвы Благодарения с просьбой освятить Дары, преломление освященных Даров и вкушения их всеми членами общины. В дальнейшем возникла потребность в создании общего для всей Церкви чинопоследования. Существующий сегодня в Православной Христианской Церкви литургический чин сформировался к одиннадцатому веку, но по-прежнему его основой является установленное Христом на Тайной Вечери освящение Хлеба и Вина, вкушение их и совершающееся через это священнодействие единение человека с Богом.