Размер шрифта
-
+

Таинство Покаяния - стр. 3

(Мф. 16: 19). В этих словах Господь, в лице апостола Петра, обращается ко всем Своим апостолам. Более того, Господь еще более акцентирует Свое внимание на важности роли апостолов (в дальнейшем, священнослужителей) в деле принятия Таинства Покаяния: Кому простите грехи, тому простятся;на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 23). Именно с этого момента можно говорить о появлении у апостолов и их преемников особой власти вязать и решать.

В-третьих, Иисус Христос личным примером показывает верующим, что покаяние, а, следовательно, и прощение вполне реально и осуществимо в нашей жизни. Господь Сам отпускает грехи многим грешным людям в Своем окружении. Так, в Евангелии от Иоанна описывается случай, когда к Господу привели женщину, схваченную за прелюбодеяние. Видя искреннее раскаяние, Господь Иисус Христос простил женщину и отпустил, но, тем не менее, предупредил ее: впредь не греши (Ин. 8: 11). По древним законам за прелюбодеяние полагалось побиение камнями, т. к. это было одно из самых тяжелых прегрешений. Однако даже такой грех, как мы видим, Господь прощает, а значит, прощение возможно для каждого, если только человек искренно кается. Отдельно стоит упомянуть о словах Господа впредь не греши. В этих словах, обращенных к женщине, схваченной за прелюбодеяние, Господь обращается ко всем тем, кто станет Его учеником впоследствии. Господь допускает, предвидит то, что человек может пасть, поддавшись на искушение, но Он говорит о другом. Что согрешивший человек всегда имеет возможность покаяться перед Богом, а вот грешить снова – это уже гораздо опаснее для души. Именно в результате неоднократного повторения одного и того же греха в человеке рождается страсть и с ней бороться уже гораздо тяжелее. Именно поэтому Господь и призывает «впредь не грешить», хотя само покаяние может не ограничиваться одним разом. Все выше перечисленные примеры касались установления Таинства Покаяния Самим Господом. Теперь посмотрим, как данное Таинство развивалось в истории Церкви.

Как отмечает протоиерей Геннадий Нефедов: «Обрядовые формы совершения Таинства Покаяния в апостольский век едва наметились, но внутренний его строй, его литургико-богослужебная структура в ее главнейших компонентах уже существовали»[3]. Вполне естественно предположить, что Господь Иисус Христос, создавая институт того или иного Таинства, не устанавливал строго очерченных границ этих Таинств. Он давал лишь направление для жизни Своих последователей, говорил о том, что допустимо, а что неприемлемо для Его учеников. Таким образом, показав жизненно важную необходимость Таинства Покаяния для человека, Господь даровал право развития данного Таинства непосредственно Своей Церкви, т. е. апостолам и их преемникам. В результате этого, уже в первые века христианства Таинство

Страница 3