Размер шрифта
-
+

Таинственный Рафаэль

1

Пьеро делла Франческа (1420–1492) – крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения. Здесь и далее примечания редактора.

2

Джованни Беллини (1433–1516) – величайший представитель венецианской школы живописи.

3

Мелоццо да Форли (1438–1494) – один из главных последователей Пьеро делла Франческа в Тоскане.

4

Создана в 1492 году по воле кардинала Франческо Пикколомини Тодескини, чтобы разместить в ней собрание ценных книг папы римского Пия II (в миру – Энеа Сильвио Пикколомини), и украшена великолепными фресками Пинтуриккио.

5

Общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего Возрождения.

6

Джордже Вазари, прозванный Аретино (1511–1574) – флорентийский живописец и архитектор, писатель, историк искусства. См.: Вазари Джордже Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе: Пер. с ит. А. Г. Габричевского» и А. И. Бенедиктова. – М.: Альфа-Книга, 2008. Глава «Жизнеописание Франческо Франча Болонца, ювелира и живописца».

7

Баттиста Сфорца (1446–1472) – герцогиня Урбинская, вторая жена Федериго да Монтефельтро.

8

Витторино да Фельтре (1378–1446) – итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. В Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости». В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно.

9

Андрея Мантенья (ок. 1431–1506) – итальянский художник, представитель падуанской школы живописи.

10

Ян ван Эйк (ок. 1385 или 1390–1441) – фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более ста композиций на религиозные сюжеты.

11

Антонио ди Печчо Пизано, или Антонио Пизанелло (ок. 1392–1395 – вероятно, 1455) – один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения и раннего итальянского Кватроченто.

12

Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427) – итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.

13

Фра Беато Анджелико (1400–1455) – итальянский художник эпохи раннего Возрождения, доминиканский монах.

14

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, 1401–1428) – знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

15

Антонелло да Мессина (ок. 1429/1431-1479) – итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения.

16

Вазари Джордже. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе: Пер. с ит. А. Г. Габричевского и А. И. Бенедиктова. – М.: Альфа-Книга, 2008. Глава «Жизнеописание Рафаэля из Урбино».

17

Изабелла д'Эсте (1474–1539) – супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства и покровительница знаменитых художников, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения».

18

Вазари Джордже. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе: Пер. с ит. А. Г. Габричевского и А. И. Бенедиктова. – М.: Альфа-Книга, 2008. Глава «Жизнеописание Рафаэля из Урбино».

19

«Идеальный город» – картина неизвестного автора, датируемая в диапазоне от 1470 года до первых десятилетий XVI века. Вероятно, произведение было создано по заказу Федериго да Монтефельтро для урбинской резиденции, а затем перевезено его дочерью Елизаветой в основанный неподалеку монастырь.

20

Йос ван Гент, или Юстус ван Гент, Йос ван Вассенхове – нидерландский художник, работавший во второй половине XV века. В творчестве этого художника соединились традиции нидерландской и итальянской живописи.

21

Мандорла (отит, mandorla – «миндалина») – в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).

22

Лука Синьорелли (1450–1523) – итальянский живописец раннего Возрождения. Жил в Кортоне, в связи с чем некоторые источники называют его Лука из Кортоны.

23

Базилика Сан-Джованни ин Латерано (или Латеранская базилика) – самый древний римский храм. Именно тут находятся Папский трон и кафедра римского епископа.

24

Термин «гротеск» появился в конце XV века, когда в Риме были обнаружены остатки Золотого дома Нерона. Исследуя развалины терм на западном склоне Эсквилина, археологи-любители наткнулись на погребенные под культурным слоем помещения некогда знаменитого дворцового комплекса императора Нерона. Своды и стены дворца покрывала причудливая вязь из растительных мотивов, включавшая в себя резвящихся путти, гибридных монстров, архитектурные фантазии и сюжетные композиции. «Гроты» стали местом паломничества почитателей античного искусства.

25

Филиппе Брунеллески (1377–1446) – великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

26

Леон Баттиста Альберти (1404–1472) – итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе.

27

Джованна Фельтриа – сестра герцога Урбинского Гуидобальдо да Монтефельтро, герцогиня ди Сора, вдова Джованни делла Ровере.

28

Пьеро Содерини (1452–1522) – флорентийский государственный деятель, пожизненный гонфалоньер справедливости Флорентийской республики в период изгнания Медичи. Гонфалоньер – с середины XIII века глава ополчения пополанов во Флоренции и других городах Италии.

29

Эта фраза Вазари не найдена в русском переводе, поэтому она приведена в варианте переводчика этой книги.

Страница notes