Размер шрифта
-
+

Таинственный Китеж-Град - стр. 24

Глава вторая. Новгород Низовские земли

Нижний Новгород, или по-старинному Новгород Низовские земли[9], в китежской легенде не упоминается. Но судьба этой легенды настолько связана с городом, стоящим на месте впадения Оки в Волгу, что оставить его в стороне никак не возможно. Судите сами:

– Именно в Нижнем Новгороде жил С. П. Меледин, впервые опубликовавший легенду:

– В Нижнем Новгороде жил, служил и работал П. И. Мельников-Печерский, который впервые проанализировал легенду и составил документальное описание Светлояра и ежегодного паломничества к озеру.

– Именно в Нижнем Новгороде В. Л. Комарович изучил китежскую легенду и издал свою монографию о ней, и по сию пору остающуюся наиболее подробным научным исследованием проблемы.

– Именно нижегородские фольклористы и филологи составили наиболее полное собрание записей устных преданий о граде Китеже.

– По сию пору именно ученые Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского занимаются изучением китежской легенды и ее различных аспектов.

Такой интерес нижегородцев к китежской легенде вызван не только близостью места ее действия к городу на Волге, но и несомненными параллелями между легендарным Большим Китежем и реальным Нижним Новгородом.

Как и легендарный город, Нижний Новгород был основан великим князем Владимирским Георгием Всеволодовичем. Произошло это в 1221 году, т. е. на полвека позже основания Китежа. Легенда связывает основание Большого Китежа с Городцом, который в легендарной географии носит название Малого Китежа:

«Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его. И начали молить все люди того города благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской перенес к ним в город. И он сделал, как его просили. Начали петь молебен Пресвятой Богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение Пресвятой Богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя Пресвятой Богородицы Феодоровской.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояр. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща».

Страница 24