Размер шрифта
-
+

Сын счастья - стр. 51

Глава 8

Весна отступила и наказала всех, кто работал в поле. Листья перестали распускаться, и цветы закрыли свои бутоны.

Однажды все собрались в гостиной за круглым столом, над которым висела лампа. Андерс, Дина, Юхан, кандидат Ангелл и Вениамин. Вениамин решал примеры по математике, которые должен был закончить до ужина. Правая рука скользила по зеленой плюшевой скатерти, карандаш он держал в левой.

От него не укрылось, что кандидат Ангелл пытается поддакивать и Дине, и Юхану. Смешно, неужели он не понимает, что это невозможно? Кандидат Ангелл восхищался Юханом, потому что тот был пастором, и во всем поддакивал ему. Однако ему нравилась Дина, поэтому он соглашался и с нею.

Андерс прочел в «Тромсё Стифтстиденде», что бергенские цены на рыбу уже определились. Нурландская сайда дошла до девяноста шести скиллингов за вог[6]. Тресковая икра стоила шесть талеров тридцать скиллингов за бочку.

Юхан и кандидат Ангелл заговорили о русском царе. Это невероятно! Царь хочет отменить крепостное право, заявив, что лучше провести реформу сверху, чем она будет проведена снизу с бунтами и кровопролитием!

Кровопролитие! В этом слове было что-то страшное. Непредсказуемое. Оно застревало в горле и мешало дышать. Вениамин не мог понять, как русский царь может быть сразу и добрым, и опасным.

Андерс считал, что царь, бесспорно, действует умно. Но кандидат Ангелл не был в этом уверен. Он считал русских дикарями, с которыми можно справиться только силой.

Юхан сказал, что Крымская война и Парижский мир показали, что происходит в России. Русский народ был унижен и этой войной, и этим миром. Но империя сохранилась! Поэтому государству нужен царь, который превосходил бы обычные человеческие мерки. Теперь уже Вениамину было точно не до примеров.

– Не понимаю, как это возможно, – вмешалась в разговор Дина.

– Что именно? – спросил Андерс.

– Быть царем и в то же время обладать обычными человеческими качествами.

– Цари тоже едят, пьют и любят, как и все божьи создания, – объяснил Андерс.

– Дина имела в виду любовь к ближним, – поправил его Юхан.

Андерс наморщил лоб.

– Хорошо, что у нас есть Юхан, он нам все объяснит, – улыбнулась Дина.

– А то как же, – добродушно согласился Андерс и погладил Дину по руке. – Хотя я всегда считал, что без любви к ближнему нельзя быть человеком, – прибавил он.

– Грех и жестокость исключают любовь к ближнему, – заметил Юхан. – А вся история русских царей зиждется на жестокости.

– Грехов у всех хватает, – сказал Андерс.

– А как обстоит дело с грехами у духовных лиц, милый Юхан? – спросила Дина.

Страница 51