Размер шрифта
-
+

Святыни и древности Турции - стр. 14

Несомненно, что главной постройкой Пергии был храм Артемиды – покровительницы города. Архимандрит Никифор пишет в «Библейской энциклопедии», что этот город «славился своим храмом Артемиды или Дианы… бывшим местом гнусных идолопоклоннических празднеств». Увы, стиль соответствует сану автора, однако нельзя не отметить, что культ Артемиды в Пергии был всепоглощающ: изображения богини и ее храма чеканились на городских монетах, деревянные скульптурки языческой богини продавались в лавках при стадионе; ее изображения присутствовали на фонтанах и колоннах, до нашего времени дошли хранящиеся в анталийском музее статуи и зодиакальный каменный диск с изображением Артемиды Пергийской. (Впрочем, в таком всенародном почитании еще в древности было одно исключение… Кто изучал латинский язык в институте по старому доброму учебнику Ярхо и Лободы, возможно, помнит, что в его хрестоматию был включен отрывок из речи Цицерона с обвинением сицилийского наместника Гая Верреса в расправе над командирами кораблей. Мало того: оказывается, тот же самый Веррес, как явствует из той же речи, будучи послан на борьбу с пиратами в область Памфилию, совершил святотатство. Вот слова Цицерона: «Как вы все знаете, в Пергии расположен известный и старый храм Артемиды. Уверяю, что этот храм был ограблен Верресом. Золото на статуе Артемиды было украдено им».) Знаменитый греко-римский ученый Страбон также подчеркивает в своей «Географии» важное для народа значение храма: «Вблизи Перги на возвышенном месте находится святилище Артемиды Пергейской, где ежегодно справляют общенародный праздник». Очевидно, что апостолы должны были столкнуться с многими трудностями в деле проповеди именно в этом месте: поэтому наверняка неслучайно, что, обойдя памфилийские и писидийские города, Павел и его спутники вновь пришли в Пергию и снова проповедовали там, как и пишет св. Лука: «И проповедавши слово Господне в Пергии, сошли в Атталию, А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (Деян. 14: 25–26).

Ныне считается, что храм Артемиды стоял на улице, ведущей от эллинистических ворот к фонтану, носящему имя императора Адриана. Сам фонтан очень интересен: вода шла до него с гор и вытекала под статуей возлежащего бога реки Кентроса (Кестроса), а далее подавалась на многие десятки метров по цепи прямоугольных бассейнов-резервуаров, откуда ее черпал народ, вплоть до ворот. В центре города, на агоре, стоит другой фонтан – круглый; на одном из камней вырезан дельфин. Интересно, что в языческие времена этот фонтан просто был источником водоснабжения, а в христианское время он стал источником святой воды. Агору окружают многочисленные торговые лавки. За пределами расчищенной части города стоят руины римских стен и башен; не тронув древние башенные ворота, римляне построили перед ними еще одни, тройные, также укрепленные башнями поменьше.

Страница 14