Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 5
Действительно, едва закончились торжества, император Максимин приказал привести к нему святую Екатерину. Когда же святая пришла во дворец, он сказал ей:
– Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?
Екатерина представилась и рассказала о том, что прежде она занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но затем, уверовав во Христа, решила посвятить себя Ему.
Император удивлялся ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательной красотой и подумал, что она не смер тными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотой и смотря на нее бесстыдным взором, позволил себе двусмысленные выражения.
Но Екатерина сказала ему:
– Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землей и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такой красотой, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.
Царь оскорбился ее словами и сказал:
– Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.
Но святая возразила ему:
– Если ты желаешь хоть немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми все ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.
Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:
– Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений и уверуешь в наши учения.
Диспут с философами
Будучи несведущим в философии и риторике, император Максенций не стал лично дискутировать со святой Екатериной. Чтобы переубедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, дав им следующее предписание: «Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу и кто призывает наставниц разуму – муз, соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд». [3, c. 30–31]