Размер шрифта
-
+

Святые угодники Божии Николаи - стр. 10

Самое древнее из известных иконописных изображений Мирликийского святителя – образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря святой Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор – атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.

Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы – «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает изображение молящегося (оранта).

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы Рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась – «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Страница 10