Размер шрифта
-
+

Святые Петр и Феврония Муромские - стр. 9

Почитание святых Петра и Февронии

Точное время и обстоятельства обретения мощей Петра и Февронии неизвестны. Известно, что в XV – начале XVI века, еще до общероссийского прославления на соборе 1547 года, уже существовало почитание благоверных князей Петра и Февронии. Центром их почитания, конечно же, был Муром.

Но не только – в отличие от современной ситуации, когда святых Петра и Февронию просят о помощи в делах семейных – тогда они считались покровителями царственного рода. Начало такому почитанию святых положил государь всея Руси – Иван III. В 1446 году, после того, как великий князь Василий Васильевич был захвачен и ослеплен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой, дети великого князя Иван – будущий Иван III и его брат Юрий – нашли приют в Муроме. Это стало одним из самых ярких впечатлений детства княжича Ивана. С тех самых пор он весьма почитал чету святых муромских князей. Став великим князем, он совершил паломничество в Муром, дабы помолиться у гробницы тогда еще местночтимых святых Петра и Февронии.

Сын Ивана III – великий князь Василий III – не столь почитал благоверных князей Петра и Февронию. Но, уважая память своего отца, до конца дней своих сохранявшего благодарную память о Муроме, пожаловал муромскому соборному храму, где тогда находилась гробница святых Петра и Февронии, участок пахотной земли в честь этих святых.

Большим почитателем муромской княжеской четы был митрополит Московский, святитель Макарий. Готовя общероссийское прославление этих святых, он тщательно изучал местное предание и службу, составленную святым Петру и Февронии, муромскими уроженцами Пахомием и монахом Михаилом. Как известно, именно святитель Макарий поручил священнику Ермолаю – будущему иеромонаху Еразму – составить официальное житие святых благоверных князей Петра и Февронии. К сожалению, из этого благословения святителя Макария ничего не вышло – о. Ермолай, изучив все местные предания и легенды, написал «Повесть о Петре и Февронии» – произведение лирическое и романтическое. Впоследствии оно пользовалось огромной популярностью, но было совершенно непригодно для «Четьих-Миней» – официального житийного сборника, который предполагалось читать в Церкви.

Неудача с официальным составлением жития не охладила любви святителя Макария к муромским чудотворцам Петру и Февронии. Именно по его совету и благословению паломничество к гробнице святой четы накануне решительного штурма Казани совершил царь Иван Васильевич Грозный. Молясь у мощей святых Петра и Февронии, царь дал обет в случае победы выстроить над их гробницей новый храм. Свое обещание царь Иван Грозный исполнил – после победы он сделал большое пожертвование для строительства каменного храма над гробницей святых Петра и Февронии. Более того, жертвуя на строительство православных храмов в Казани, царь распорядился, чтобы в одном из построенных храмов был придел во имя святых муромских чудотворцев.

Страница 9