Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему - стр. 22
В покаяние вложено милосердным Господом краткое и смиренное утешение, состоящее в облегчении совести, в явлении надежды спасения, что называется св. отцами извещением. Какое приличное наслаждение для покаявшихся грешников! (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Об отчаянии
Отчаиваются те из христиан, которые, зная за собою множество тяжких грехов, падают духом и теряют надежду на свое исправление и помилование от Бога. Обуреваемые греховными страстями и навыками, такие люди иногда говорят: «Где нам спастись? Мы люди грешные, до того запутались в сетях греховных, что не смеем и думать о помиловании. Много раз мы каялись, много раз желали исправиться, однако не сделались лучшими». От других, к великой скорби, приходилось услышать: «Погибать, так погибать: все равно меня Бог не простит!» Говоря так, эти люди глубже падают в бездну зол. Чем образумить таковых? И как подать им руку помощи, чтобы исхитить их из власти сатаны?
Одно надо нам твердо знать и никогда не забывать: не должно отчаиваться ни в каком состоянии. Отчаяние есть смерть души. В самых тяжких грехах можно покаяться и получить прощение. Многие отчаяннейшие разбойники и душегубцы не только получили прощение при искреннем покаянии и исправлении, но и достигли святости: Моисей Мурин, Варвар-разбойник (память его 6 мая) и другие. Это Господь дает нам пример, чтобы мы не отчаивались, как Иуда, а принесли покаяние и через это спаслись.
Тебя сатана приводит к отчаянию, когда говорит в сердце твоем: «Нет тебе спасения, ты много согрешил». Ты отвечай ему: «Ты осужденный, а не судия; тебе нет спасения, но уготован вечный огонь. Моя надежда и спасение – Христос Бог, Который пришел в мир грешныя спасти».
Злой дух никогда не теряет надежды на гибель нашу, тогда как мы отчаиваемся в собственном своем спасении (святой Дионисий Великий).
Как бы грехи наши ни были велики и сколько бы их ни было, мы отчаиваться в получении милости не должны: слово Божие уверяет нас, что несть грех побеждающий милосердие Божие
(«Афонские подвижники»).
Погрешив, позаботься, в научение смирению, не бегать покаяния, потому что покаяние вместе с Божиим человеколюбием изглаждает и прежние, и настоящие грехи.
Любите епитимии. Как спасительны епитимии и другие меры исправления! Они – путь в рай (преподобный Феодор Студит).
Через покаяние недостаток добрых дел восполняется.
Когда говеете и приготовляетесь к приобщению Св. Христовых Таин, то тут нужно и масло постное не кушать.
О старчестве и отличии его от духовничества
Говорите: «Старцу приходится разрешать и наказывать». Мне думается, что старцу не следует ни разрешать, ни наказывать.