Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему - стр. 1
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2796)
Святые отцы об исповеди
Спасение приобретается через покаяние.
Cтарец Адриан Югский
Cлава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский).
Надо всякий грех сделанный очищать покаянием.
Два орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь.
И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский).
Покаяние есть второе крещение.
Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда.
Грех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский).
Старец Феолог заклял демона сказать о покаянии. Бес отвечал: «Несть ино ничтоже таково в церкви, якоже грехов совершенное и чистое исповедание. То нам более всего зло творит и силу нашу низлагает. Егда есть человек в грехах, то уди его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех и волю имать на всякое дело благое».
Покаяние – это возвращение от диавола к Богу.
Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о Таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преподобный Симеон Новый Богослов).
В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий).
Господь дал милостиво людям покаяние, и покаянием спасаются все без исключения (преподобный Силуан Афонский).
Что касается исповеди – не откладывайте ее.
Что такое покаяние и что такое исповедь
Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь – другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния (святитель Иннокентий).
Во дни Великого поста отверсто все: и небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления.
Кающийся истинно подвергается поруганию безумных: это служит для него знаком благоугождения Богу (преподобный Марк Подвижник).
Что сказать о тех, которые уклоняются от исповеди и причащения Святых Христовых Таин? Поистине, это несчастные люди. Верующий живет, пока пребывает во Христе через причащение.
Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь ввел туда первым покаявшегося разбойника.
Обращаясь к народу в храме, святитель Димитрий Ростовский однажды сказал: «Простите меня, братия и сестры, если я всякого грешника, не думающего о своих грехах, назову бесноватым».
Истинное несчастье состоит в одном только нераскаянии в грехах, которыми душа уклоняется от Бога.
Что такое окамененное нечувствие? Это когда грехов своих не видишь и не чувствуешь.
Ложная исповедь – это холодное признание в своих общих грехах словом, делом, помышлением. Это вынужденные ответы на вопросы священника, а не раскаяние грешного мытаря, который бил себя в грудь, плакал и воздыхал.