Святые мощи. Почитание мощей. Гонения на святые мощи. Лжемощи - стр. 8
Владыка продолжал убеждать старуху, и наконец сказал: «Если не простишь, то и сама будешь связана». Убежденная старуха как бы нехотя сказала: «Ну, Бог его простит!» Темное тело тотчас рассыпалось в прах.
Во исполнение слов Господних: «земля еси и в землю отъидеши», и в мощах предается тлению часть некая или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное. Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого кряжа гроб и сделали новый деревянный гроб, и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению. Вот и у равноапостольного князя Владимира осталась нетленною только глава, а из всего тела – одни кости. При конце мира по трубному гласу Архангела тело душевное изменится и превратится в тело духовное.
Святые мощи
Священник Алексий Колосов
Согласно учению Слова Божия, наше спасение совершается через раскрытие в себе Славы Божией – Божественных совершенств. В том и состоит наше назначение, чтобы, через уподобление Христу, стать чадами Божиими (Флп. 2, 15) по благодати. В этом смысл апостольского призыва: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Результат этого подражания – «обожение», явление качеств Божественного бытия в тварной человеческой природе. Мы должны совершить преображение, подобное Преображению Спасителя на Фаворе, с той лишь разницей, что Преображение Господне было явлением Его природы, а наше преображение есть следствие действия Божественной благодати, когда предочищенное Святыми Таинствами и праведным житием человеческое естество становится вместилищем нетварных Божественных энергий, нетварного света, в чем исполняются слова Христовы: и мы придем, и обитель у пего сотворим (Ин. 14, 23). На этом основано присущее Церкви от апостольских времен почитание святых – почитание не тленного человечества, но Божественного начала, явленного в раскрытии образа и подобия Божия, почитание Божественной благодати.
Слово Божие учит нас, что наш Бог не есть Бог мертвых, но живых (Лк. 20, 38). Несмотря на свою очевидную мертвенность, усопший жив в очах Божиих, причем жив в целостности души и тела. Переживание их разделенности в смерти свойственно только нашей человеческой ограниченности, но не Богу – Его престолу и в жизни, и в смерти человек предстоит душой и телом: именно благодаря этому возможно наличие таинственной связи души и тела по смерти не только у святых, но и у тех, кто не почтен печатью святости. Именно поэтому Церковь с уважением относится к останкам всех усопших, почтительно называя их мощами.