Святые целители. Об исцелениях Иисусом Христом, о чудотворных иконах и святых целителях - стр. 40
Новое, семнадцатое столетие принесло на нашу землю великую смуту. Поляки и шведы вознамерились поработить ее. Враги захватывали целые русские области. Двигался на Москву Димитрий Самозванец. Его сторонники ворвались в Успенский собор, когда патриарх Иов, муж праведный, совершал литургию. Изверги срывали с патриарха одежды. Настала минута глубокой скорби и неизъяснимого величия. Патриарх снял с себя панагию и положил ее к Владимирской иконе. Ей, всесильной, возведшей Родину из данницы татарской до великого русского царства, вручал патриарх судьбу Русской земли и родной православной веры. «Владычица! – говорил патриарх, отторгаемый от заветной святыни, у которой когда-то решилось его избрание на патриарший престол. – Пред Твоею иконою принял я первосвятительский посох. Ныне обман и ересь торжествуют. Владычице, спаси Православие молитвами к Сыну Твоему!» Не напрасно прозвучала молитва патриарха пред святым ликом. Заступлением Богоматери Россия освободилась от смуты. Православная вера вновь ярко засияла в русской державе при Романовых.
В 1547 году в Кремле произошел сильнейший пожар. Владимирскую икону хотели вынести из Успенского собора, но не могли снять ее с места. Тогда многие видели в небе над Успенским собором Светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар унялся, не тронув кафедрального Успенского собора.
При нашествии французов в 1812 году икона была увезена во Владимир 2 сентября, но уже 20 октября вернулась на свое заветное место.
После столь великих знамений и благодеяний, излитых Богоматерью на Русскую землю через Владимирскую икону, понятно благоговение пред Ней русских людей. Пред нею молились, восходя на престол, московские великие князья и русские цари. При избрании русских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы с упованием, как символ общей надежды, что Богоматерь Сама укажет, кто Ей угоден. Пред нею самые знатные люди Московского государства приносили присягу на верность царям. Пред ней склонялись, уходя на войну, начиная важные дела.
В обычае у верующих молиться Владимирской иконе Божией Матери об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении веры православной, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении нашей страны.
Многие списки с этой иконы почитаются чудотворными, неисчислимые чудеса и исцеления явила миру Владимирская-Оранская икона; история этого образа такова.
В царствование Михаила Феодоровича, при патриархе Филарете, в 1629 году в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Петр Гладков. Он был на военной службе и имел вотчину в окрестностях нынешнего Оранского монастыря. Имея великую веру к образу Владимирской Богоматери, находящемуся в московском Успенском соборе, он заказал для себя точный список протопопу этого собора Кондрату и Григорию Черному и отвез его в свою вотчину, в село Бочаево. Здесь, в церкви Святого Николая и в доме помещика, икона находилась пять лет. В 1634 году на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу праздника Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос: «Иди…» Ему показалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе, и снова услышал глас, повелевающий ему построить на том месте храм в честь Владимирской иконы, а прежде его создания водрузить на горе крест. Такой сон Гладков видел три раза. Проведя в посте и молитве остальные дни Великого поста и благочестиво встретив Святую Пасху, Петр в субботу на Светлой седмице отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Он шел густым дремучим лесом к полю, называемому Орано-поле, зашел в непроходимый лес и увидел огонь на Словенской горе. Предполагая, что там люди, и боясь заблудиться, Гладков пошел к той горе. День был дождливый, и все небо покрыто густыми облаками, но на Словенской горе видно было как бы солнечное сияние, столбом восходившее до небес. Взойдя на гору, Гладков увидел то самое место, которое представлялось ему в сонном видении. Он немедленно отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему обо всем бывшем и просил у него грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе. Получив грамоту и возвратившись в свое село, Гладков водрузил на указанном для храма месте мраморный крест и приступил к сооружению храма, в котором вскоре была поставлена икона Царицы Небесной, получившая название Оранской и прославившаяся многими чудесами. Архимандриту Печерского монастыря Рафаилу велено было удостовериться в их подлинности. Он донес об истине чудес патриарху, а патриарх передал эти сведения царю Михаилу Феодоровичу, последний повелел устроить на Оранском поле монастырь, получивший название Оранский. В 1635 году, на пятой неделе Великого поста во время вечернего славословия с акафистом, все присутствовавшие видели, как от иконы Богоматери Оранской истекло благовонное миро и весь храм наполнился благоуханием. Впоследствии множество людей получили помощь и утешение от Пресвятой Девы: прозревали слепые, начинали слышать глухие, исцелялись хромые и долгое время не владевшие руками и ногами люди, покидали свой одр болевшие горячкой, у многих переставали болеть сердце и голова, немые обретали способность говорить, бесноватых навсегда оставляли мучившие их злые духи, страдавшие исступлением ума освобождались от своей болезни. Чудотворную икону Владимирскую-Оранскую глубоко чтил православный народ, множество богомольцев стекалось в Оранский монастырь во время совершения крестных ходов с иконой Богоматери в Нижний Новгород, в Павлов и в Арзамас. Крестные ходы были установлены в 1771 году, для Нижнего Новгорода этот год знаменателен великой милостью Царицы Небесной, избавившей город от моровой язвы.