Святые Алексии
1
Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года (дан в сокращении в Приложении).
2
Печатается по: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского: В 12 кн. Март. М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
3
Лаодикия – древний город в Малоазийской области Фригии на соединении рек Лика и Галифа, был основан Антиохом II (261–246 гг. до Р. Х.) в честь своей супруги Лаодики. Во времена Христа была чуть ли не первым городом Малой Азии, так как лежала на торговом пути, соединявшем Восток и Запад. Начало христианства здесь, вероятно, положено не самим апостолом Павлом (см. Кол. 2, 1), а учителем Колосской церкви Епафрасом (см. Кол. 1, 7). Церкви Лаодикийской апостол Павел написал особое послание; она упоминается и в Апокалипсисе в числе замечательнейших Малоазийских церквей (см. Откр. 3, 14–22). В 360 г. в Лаодикии был поместный Собор, правила которого (60) касательно порядка богослужения, поведения клира и мирян вошли в церковный канон. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен Тамерланом. Теперь лишь одни развалины на невысоком холме близ опустошенного селения Эски-Гиссара говорят о когда-то бывшем здесь древнем городе.
4
Месопотамия, т. е. Междуречье, – древняя Сеннаар (см. Быт. 10, 10), место рождения и жительства Авраама до выхода в землю Харран (см. Быт. 11, 28; Деян. 7, 2); так называется пространство, лежащее между реками Тигр и Евфрат, ограниченное на юге Персидским заливом, на севере горами Армении. В более тесном смысле Месопотамией называется северная часть этой области, т. н. Эль-Джезир, тогда как южная часть области известна под именем Вавилонии, нынешняя Ирак-Араби, т. е. Древняя Вавилония. В эпоху римлян страна разделялась на две части: Озроена на западе, перешедшая к Риму в 217 г. по Рождестве Христовом с главным городом Эдессой, и Мигдония на востоке с главным городом Низибидой, завоеванной в 115 г. римским императором Траяном. Начало христианства в Месопотамии положено спутником ап. Ермы Иудою, или Фаддеем, – по преданию, одним из семидесяти учеников Господа Иисуса Христа; Иуда основал в Эдессе церковь. В окрестностях Низибиды родился св. Ефрем Сирин (III–IV вв.); епископ Низибийский Фома Варсума был ревностным поборником несторианской ереси, учившей, что превечно рожденное от Отца Слово Божие только обитало в человеке Иисусе, пребывая с Ним в особом, нравственном соединении. В XI столетии, при нападении сельджуков и турок, Месопотамия склонилась к упадку и теперь принадлежит Турции; жители – турки, курды, арабы, армяне, сирийцы. Месопотамия имела весьма важное историческое значение при ассирийском и вавилонском владычестве.
5
Эдесса, нынешняя Урфа, – город на севере Месопотамии на реке Евфрат, с 137 г. до Р.Х. главный город вновь образованного Озроенского, или Эдесского, государства; в 217 г. по Р.Х. превращена римлянами в восточную колонию. В Эдессе рано распространилось христианство; в IV в. св. Ефремом Сирином здесь была основана богословская школа, в V в. склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель эдесской школы, пресвитер Ива. В 641 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Эдесского; в 1144 г. она покорена была турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.
6
Киликия, Малоазийская область, лежащая на юго-востоке, сначала подпала под власть Македонии, затем принадлежала Парфянскому и Армянскому царствам; в 68 г. до Рождества Христова лучшая, восточная часть ее сделалась римской провинцией; окончательно она покорена при Веспасиане (69–79 гг.). Апостол Павел был родом из киликийского главного города Тарса (см. Деян. 9, 11), сюда он удалился по своем обращении (см. Деян. 9, 30) и, конечно, проповедовал здесь Евангелие; во второе путешествие апостол проходил Киликией, утверждая верующих (см. Деян. 15, 41). Теперь Киликия принадлежит Турции.
7
Руфь, родом моавитянка, удостоившаяся войти в родословную Давида как праматерь его (см. Руфь. 4, 17) и поэтому в родословную Самого Иисуса Христа (см. Мф. 1, 5); история ее содержится в святой Книге, носящей ее имя.
8
Это был папа Иннокентий I (402–417 гг.). Он боролся с расколом донатистов, убедив императора Гонория издать против них строгий закон, подтвердил соборное определение (416 г.) против еретиков пелагиан, отрицавших необходимость благодати для спасения; он первым стал основывать учение о первенстве папы, ссылаясь на то, что они являются преемниками апостола Петра.
9
Мф. 11, 28.
10
Здесь разумеется Аркадий, восточноримский император, сын Феодосия Великого, по смерти отца (395 г.) получил т. н. Восточную империю, тогда как брат его, Гонорий, получил Западную; родился в 377 г., умер в 408-м, во всё время его царствования государством управляли люди, умевшие подчинить своему влиянию слабохарактерного императора. Так, в начале его царствования государством управлял Руфин, увеличивший и без того огромную тяжесть налогов, умноживший число денежных штрафов и тем наведший ужас на империю. По смерти Руфина место его занял евнух Евтропий, убедивший с целью собственного обогащения императора издать строгий закон (397 г.), каравший смертной казнью и отнятием имущества за всякий злой умысел не только против императора, но и высших лиц. Наконец императрица Евдокия добилась казни Евтропия (399 г.), и Аркадий подчинился всецело своей супруге, известной враждебным отношением к святому Иоанну Златоусту, бывшему тогда Константинопольским патриархом. По ее настоянию император утвердил решение «собора под дубом» (403 г.) о низложении Иоанна Златоуста и отправил его в ссылку, но потом возвратил, испугавшись народного возмущения. В 404 г. приказал опять отправить в заточение, сделав это, как и в первый раз, под влиянием Евдокии, оскорбившейся на Иоанна Златоуста за его проповеди, обличавшие роскошную и безнравственную жизнь двора. При Аркадии миссионеры, снабженные его грамотами, проповедовали христианство по провинциям тем язычникам, которые еще не обратились ко Христу. Гонорий, западноримский император, – брат императора Аркадия. В начале его царствования во главе управления стоял умный политик и знаменитый полководец Стилнхон, не раз отражавший нападения на империю вестготов, вандалов, свевов, бургундов. После его падения и казни дела империи пошли к худшему. В 408 г. предводитель вестготов Аларих осадил Рим и заставил заплатить тяжелую дань, а в 410-м он овладел городом и отдал его на разграбление войскам. По смерти Алариха шурин его, Атаульф, заключил с Гонорием мир, после которого вестготы удалились за Альпы. При Гонории был в 411 г. собор против раскольников донатистов, отделившихся от Церкви за то, что она принимала покаявшихся отступников во время гонений, потому что, по их мнению, Церковь перестает быть святою, если среди ее членов находятся грешники. По приказанию Гонория были разрушены все оставшиеся языческие храмы, а сами язычники удалены от государственных должностей.
11
Хартулариями назывались управляющие канцелярией, находящейся при патриархе.
12
Тело его было погребено в церкви мч. Вонифатия в 1216 г., и над ним построена великолепная церковь. Честная глава преподобного Алексия, человека Божия, с XIV в. хранится в Греции, на полуострове Пелопоннес, в мужском монастыре Агиа Лавра (Святая Лавра) в Калаврите.
13
Печатается по: https://days.pravoslavie.ru/Life/life434. htm
14
Азбука веры. Православная библиотека Жития святых. Житие иже во святых Преподобного и Богоносного отца нашего Алексия Голосеевского старца и подвижника Киево-Печерской Лавры. Источник: Русский Паломник: Журнал Валаамского общества Америки. 1993, № 8.